Миссионер архимандрит Аверкий.
О жизни архимандрита Аверкия не сохранилось точных сведений. Практически все, что известно о нем — это несколько историй, которые часто пересказываются старыми прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в селе Семеновка. В архивах и библиотеках нашего города, да и в казанских фондах до сей поры не удалось найти что-либо о его жизни и подвигах. Только из рассказа старого пономаря, Александра Николаевича Антонова, заставшего о. Аверкия при его жизни, можно хотя бы в общих чертах представить себе облик этого Старца. Трудно сказать, насколько достоверны его воспоминания. Скорее это легенда, а не точный исторический материал. Легенда, рассказывающая о необычной и чрезвычайно поучительной судьбе праведника, который шел к Небу узким тернистым путем, много на этом пути претерпел скорбей и лишений, но без ропота и не унывая, вместе с Апостолом, достиг, наконец, почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3,14).
По словам Александра Николаевича, годы юности не прошли для о. Аверкия гладко, но Промысл Божий не оставил его, о. Аверкий стал монахом и всю жизнь сохранял в своем сердце раскаяние о прежних грехах.
Святитель Дмитрий Ростовский говорит: «Когда святым воздается похвала, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а имели, подобно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях Святых для того, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправлению, зная, что, при помощи Божией, и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся». Этим объясняется любовь нашего народа к Житиям. Прежде четьи-минеи были в доме каждого благочестивого крестьянина, ведь житие — это не просто жизнеописание подвижника, но прежде всего живое наставление в вере и благочестии...
Одно из таких поучительных наставлений о подвижническом во Христе житии приснопамятного архимандрита Аверкия мы и услышали из уст 90-летнего дедушки Александра Николаевича, который был очевидцем последних лет многотрудной жизни этого почитаемого нами Старца.
* * *
Архимандрит Аверкий родился 7 октября 1847 года в деревне Савино Царевококшайского уезда. Крещен он был в семеновском храме Рождества Пресвятой Богородицы, к которому с давних пор относилась деревня Савино. При крещении будущий Старец назван был Андреем. Родители его, Даниил и Васса, были зажиточными крестьянами. Они имели свои посевы и собирали иногда хороший урожай, который затем продавали в разных городах и селах, имея с этого неплохой достаток.
В свое время Андрей женился на благочестивой девушке и по обычаю взял ее в родительский дом. Вскоре у них появились и дети. Подобно другим крестьянам Андрей много трудился, помогал отцу вести хозяйство.
Так протекала его жизнь, пока Промыслу Божию не угодно было призвать его на новое поприще беззаветного служения Христу. Было это так.
В одно время их семья собрала большой урожай пшеницы. Отец отправил Андрея с обозами в Казань продавать зерно. Торговля там дала хорошую выручку, оставалось только развернуть лошадей и ехать домой. Но шумная и веселая городская жизнь, свобода и множество денег привлекли сердце молодого крестьянина. Поддавшись многочисленным соблазнам, Андрей начал жить распутно, кабаки стали его постоянным местом обитания. Он продал обозы и лошадей, пропил все деньги. Подобно евангельскому блудному сыну Андрей не мог остановиться до тех пор, пока не расточил все свое имение... Тут только и понял Андрей, в какую безвыходную ситуацию он попал. Деваться было некуда — ведь дома его ожидал гнев отца. В душе Андрея происходит перелом. В глубоком чувстве раскаяния он решается загладить свои грехи покаянием, посвятить жизнь на служение Богу... Ничего не сообщив на родину, Андрей оставил мир и из Казани прямиком направился в Свияжский монастырь с твердой верой и надеждой на помощь Божию.
Свияжский Успенский монастырь был основан в 1572 году одним из первых просветителей Поволжских земель — святителем Германом. В то время, когда туда пришел молодой Андрей, монастырь был в самом расцвете. Его украшали огромные древние белокаменные храмы. Здесь же хранились мощи святителя Германа, к которым постоянно шли богомольцы. У мощей Святителя многие получали исцеления, находили утешение те, кто уже не надеялся на человеческую помощь. К этому источнику благодати прибегал и Андрей, находя у раки наставника монахов разрешение всех своих недоумений, облегчение скорбей многотрудной иноческой жизни.
Так прошло много лет, во время которых Андрей проходил различные послушания в обители. Наконец, по благословению игумена принял он монашеский постриг. При этом Андрею дано было новое имя — Аверкий, в честь равноапостольного Аверкия Иерапольского, память которого празднуется Церковью 4 ноября (ст. ст.). С этого момента он стал воином Христовым. Исполнилось, наконец, горячее желание сердца. Сомнения были позади, а впереди его ожидал крестный путь...
Однажды из деревни Савино в монастырь на богомолье приехали паломники. О. Аверкий в то время нес послушание в монастырской лавке: продавал иконы, свечи. Поклонившись святыням обители, богомольцы-односельчане пришли и в лавку, где, к своему удивлению и радости, встретили давно пропавшего близкого им человека, за которого они не знали, как и молиться. Рад был встрече и о. Аверкий. От них он узнал о своей жене — она осталась жить в доме его родителей, помогая в хозяйстве. При прощании о. Аверкий передал для семьи все, какие у него были, деньги. Через некоторое время в монастырь приехала сама жена и у них состоялся долгий разговор. О. Аверкий просил позволить ему остаться в обители. «Я желаю до конца своих дней идти тем путем, на который меня призвал Господь», — говорил он. Жена о. Аверкия была благочестива и согласилась с его желанием. До конца своих дней она прожила в доме родителей мужа, воспитала двоих сыновей и сподобилась доброй христианской кончины.
Вскоре о. Аверкия рукоположили в сан иеромонаха. Однако ему не суждено было остаться в обители. Как и его Небесному Покровителю равноапостольному Аверкию Иерапольскому, новопосвященному иеромонаху выпал жребий апостольского служения в других странах света. Скоро после рукоположения в священный сан епархиальное начальство назначает иеромонаха Аверкия миссионером в одну из восточных Миссий Русской Православной Церкви.
Восток в те времена был местом проповеди Слова Божия для многих русских миссионеров. Особенно активными были Миссии в Корее, Китае и на Ближнем Востоке. В 1898 году была образована особая Духовная Миссия в Персии. По всей видимости, именно в персидской Миссии и трудился о. Аверкий.
Создание этого миссионерского центра было связано с обращением в Православие сотен тысяч сиро-персидских несториан, которые, вместе со своими епископами, присоединились к Русской Церкви. Положение в Персии было трудное, особенно для русских. В то время эта страна находилась под сильным влиянием враждебных России мусульманских государств, в первую очередь — Турции. Но, кроме этого, большую опасность представляли кочующие арабы-бедуины, промышлявшие разбоями. Они грабили путешественников и держали в страхе все местное население.
Для помощи русским миссионерам в Палестине, Сирии, Персии и на Синае в России в конце XIX века было создано Православное Палестинское Общество. На его средства строились храмы, Миссии, гостиницы для паломников, больницы, школы, детские приюты для бедняков-арабов. На эти же деньги велись научные исследования по истории и археологии Святой Земли. О. Аверкий был членом-сотрудником Палестинского Общества, состоял в отделении по поддержанию Православия на Востоке. К сожалению, мы почти совсем ничего не знаем об этом, самом долгом и плодотворном времени его жизни. Известно только, что он трудился, не жалея сил, имел множество императорских наград, а также удостоился возведения в сан архимандрита. До нас дошел лишь один случай, резко изменивший судьбу уже престарелого о. Аверкия, после которого он вынужден был оставить поприще миссионерского служения и вернуться в Россию.
Однажды, когда о. Аверкий был один, к нему в дом ворвалось несколько разбойников. Избив до полусмерти беззащитного Старца, они бросили его в погреб, а сами скрылись. Вероятно, прошло уже несколько суток, когда пришедшие навестить Старца близкие люди, услышав стоны, достали его из погреба. Со временем он оправился от болезни, но, к сожалению, уже не мог нести трудов в Миссии...
В 1915 году (возможно, годом позднее), архимандрит Аверкий возвращается на родину. Он селится в селе Семеновка, рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, где с помощью усердных прихожан, строит себе небольшой домик. Жену свою о. Аверкий уже не застал в живых, а дети давно выросли, получили хорошее техническое образование в Москве и жили со своими семьями.
В это время настоятелем храма в селе был священник Иван Лукич Петров, суровый и властный человек. Как рассказывал Александр Николаевич, о. Аверкий по своему характеру был его полной противоположностью: «Придешь, бывало, в храм, а он на тебя поглядит ласково, погладит по голове, да и руку на плечо положит. Очень добрый был батюшка!»
В Семеновке о. Аверкий жил на покое, за штатом. Хотя тело его было немощно, но дух горел. Батюшка очень любил служить. Служил он часто, постоянно проповедовал. Часто он рассказывал в церкви перед народом историю своего юношеского падения и последующего обращения к Богу. Даже получив дар прозорливости и духовного рассуждения, он не переставал каяться и оплакивать давно прошедшее. Таково было смирение Старца — он искренне считал себя ниже всех.
Многие обращались к о. Аверкию за советом и наставлением. И батюшка всех принимал, никого не отвергая и не оставляя без внимания. Духовными чадами Старца были почти все церковнослужители Царевококшайска и окрестных сел и деревень, монахи соседних монастырей. Много о. Аверкий говорил о будущей судьбе России, предсказывал скорые гонения на веру. Как рассказывала Мария Ивановна Белоусова (91 год), Старец предсказал, что после его смерти придет время, когда тело его будет почитаться святыми мощами.
За то время, пока о. Аверкий жил при храме Рождества Богородицы, он построил две часовни: одну — в родной своей деревне Савино, во имя пророка Божия Илии, а другую — перед алтарем церкви, для своего погребения. Батюшка заранее сколотил себе гроб, сшил все погребальные одежды, сплел лапти, в которых и завещал себя похоронить. Старец постоянно думал о смерти, готовясь предстать Праведному и Нелицеприятному Судье.
Блаженная кончина архимандрита Аверкия последовала 5 июля 1918 года. На отпевание Старца, несмотря на строгий большевистский режим, съехалось 11 священников, 3 диакона и множество народа. После заупокойной литургии и отпевания гроб с телом почившего Батюшки крестным ходом обнесли вокруг церкви. Похоронен о. Аверкий был, по завещанию, в устроенной им часовне. Духовные чада не закопали его, а положили в склеп, закрыв мраморной плитой. Дом, в котором жил Старец, после его смерти сгорел и был разобран, а о часовне народная молва донесла вот какую историю.
В одно время в Семеновке располагалась артель слепых, под названием «Победа». Во главе нее стоял председатель Харчевников. Артель расположилась в церковных помещениях при храме и стала всячески утеснять бедствовавший приход.
Как-то им понадобился кирпич для ремонта печей и Харчевников решил разобрать часовню. В то время в ней хранились лапти о. Аверкия, подсвечник, картина, изображавшая избиение Старца, когда он был миссионером на Востоке, а также его портрет. Все это было убрано, а саму часовню разобрали до основания. Когда же до председателя дошли слухи, что о. Аверкий был похоронен с золотым наперсным крестом, он решил открыть склеп. У часовни собралось множество народа, и когда склеп открыли, то все увидели, что Старец лежал как живой. Один из бывших здесь парней-безбожников багром зацепил о. Аверкия за рясу. Истлевшая материя легко подалась и взору толпы открылись истлевшие кости подвижника...
Позднее, когда артель перевели в Савино, Харчевников закрыл и Ильинскую часовню. Однако вскоре его постигла кара Божия. Как-то раз, он зашел в магазин, который устроили в закрытой им часовне и, не дождавшись пока продавщица нальет ему водку, вдруг неожиданно упал и умер от приступа.
* * *
С тех пор прошло много лет. Однако и сегодня народ не перестает посещать могилку Старца, крепко веря в силу его молитвенного предстательства.
В.Ларионов.