Яранский Чудотворец.
Русская земля издавна славится своими подвижниками благочестия. Словно яркие звезды, просияли на бескрайних ее просторах бесчисленные сонмы праведников, житием своим прославивших Бога. Не является исключением и земля вятская. Ежегодно, 29 мая, отмечается здесь день памяти отца Матфея. Многие жители нашего края на собственном опыте познали силу молитвенного его заступничества пред Богом. Долгих семьдесят три года провел старец на этой земле в трудах и подвигах, оставив нам добрый пример служения Богу и людям.
Иеромонах Матфей (в миру Митрофан Кузьмич Швецов) родился в 1861 году в городе Вятка. Отец его, Козьма, занимался сапожным ремеслом, мать, Надежда, хлопотала по дому. Детей в семье было пятеро: четыре мальчика, из коих Митрофан был самым младшим, и дочь. Каждое воскресенье и в праздничные дни все ходили в храм Божий. Кроме того, мать и отец много молились дома, подавая пример к тому же своим чадам. В это безмятежное время и появилось у Митрофана любовь к Богу, людям, храму. Бывали случаи, когда он без родительского разрешения убегал "в гости к Богу" и долго простаивал в пустой церкви, рассматривая росписи, пока кто-либо не замечал его присутствия и не отправлял домой.
После смерти отца семья испытывала большую нужду. Чтобы прокормить детей и себя, мать занималась квасоварением, пекла хлебы из ячменной муки и носила их на рынок для продажи. Но и это не спасало от крайней нищеты. Безысходность положения заставила мать расстаться со своим любимцем, малолетним Митрофаном, отдав его в услужение вятскому купцу Столбову, у которого он и прожил 18 лет.
Хозяин очень любил своего нового помощника за его верность, кроткий и тихий нрав. Со временем он поставил Митрофана старшим доверенным лицом во всей торговле, а затем дал возможность выстроить свой магазин и завести торговое дело.
Систематического образования старец не получил, но сам выучился читать Псалтирь, а затем и писать, причем настолько грамотно и красиво, что и сам порой удивлялся своим способностям.
Еще будучи в услужении у купца Столбова, познакомился будущий иеромонах Матфей с иеросхимонахом Стефаном (Куртеевым), который взял его в свои духовные чада, и с тех пор сердце юноши прикипело любовью к старцу, а старец возжег сердце его пламенной любовью к Богу. Именно с того времени Митрофан решается порвать все связи с миром и поступить в монастырь. Но обстоятельства на первых порах не позволяли это сделать, поскольку на его иждивении находилась сестра Елизавета. Да и старец о. Стефан не благословлял, говоря: "Научись сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией. Не понимай свое "я" за призыв Божий. Молись, смиряйся, и Господь подскажет тебе, как поступить". И Митрофан следовал воле старца. В магазине, в котором он торговал, во всех углах и видных местах были повешены листочки с молитвой Иисусовой, чтобы куда ни взглянуть, везде иметь святые слова перед глазами.
И вот, наконец, в 1890 году по благословению о. Стефана Митрофан поступает послушником в созданный его духовным отцом Филейский Александро-Невский монастырь. Здесь 28 августа 1891 года, в праздник Успения Божией Матери, постригают его в Ангельский образ с именем Матфей, что в переводе с еврейского означает "дар Божий". А свою сестру в дальнейшем он устроил в Слободской женский монастырь, там она приняла постриг, а затем переехала в женскую общину недалеко от города Кукарки (Советска), где и прожила почти до самой смерти.
Видя богоугодную жизнь монаха Матфея, духовные власти приняли решение о возведении его в сан диакона, а затем, иеромонаха.
В Филейском монастыре о. Матфей прожил около 10-ти лет. Это были годы упорной духовной работы над собой. За это время он выучился внутренней сердечной молитве Иисусовой, и даже в короткие минуты сна она журчала словно ручеек в весеннюю пору. Здесь же Господь наградил старца еще одним талантом — даром прозорливости.
В 1899 году открывается Яранский Пророческий монастырь. В помощь его строителям, для отправления церковных служб, в числе других священнослужителей, в качестве помощника игумена был послан и иеромонах Матфей. Нелегко было расставаться ему с обителью, где все было проникнуто памятью основателя — старца иеросхимонаха Стефана, где везде и всюду были видны следы его трудов. В первые годы жизни в Пророческом монастыре старец ежегодно в летнее время ездил в Вятку на могилу своего духовного наставника, здесь он черпал силы для прохождения трудного иноческого пути и возвращался всегда собранным и утешенным, словно лично повидал старца. До самой своей кончины обращался он к двум томам сочинений филейского старца, написанным просто, назидательно, доступно. Они помогали ему при затруднениях в разрешении духовных нужд братии и приходивших к нему людей.
Новый монастырь только строился, братии было немного, а иеромонахов всего двое, да третий настоятель. Отцу Матфею приходилось служить чаще других, так как второй иеромонах (как, впрочем, и игумен Нил) был больным человеком. Помимо этого, он нес еще и другие послушания — был казначеем, благочинным, духовником братии и мирян. А живя в настоятельском корпусе, исполнял и обязанности келейника: топил печи, кипятил самовар, следил за чистотой, стирал белье.
С ноября 1902 года, когда скончался игумен Нил, до назначения нового настоятеля монастыря о. Матфею фактически пришлось управлять насельниками. А при новом настоятеле (им стал игумен Геннадий) он продолжал нести все свои прежние послушания, с терпением, не ропща, не тяготясь, уповая на милость Божию, помня завет своего учителя и наставника о. Стефана: "терпением только можно достигнуть мира духовного, войти в пристанище вечного упокоения".
С виду о. Матфей казался суровым, неприветливым, молчаливым, ходил всегда опустив голову, не обращая внимания ни на что и ни на кого. Был погружен всегда в молитву, достигавшую Престола Божия. Просящих у него благословения благословлял как бы нехотя. И никогда не интересовался, откуда прибыл человек. Это лишний раз подчеркивало, что приняв монашество он умер для мира. Не любил шуток, пустых разговоров, смеха. Грех любопытства считал одним из самых тяжких. Вел очень скрытный образ жизни: не любил роскоши, носил самую простую одежду, часто заплатанную. Уклонялся от соборного служения, поздних литургий, служил в основном ранние и обычно без дьякона. Пение любил негромкое, молитвенное, простое, а освящение храма — полутемное. Многие считали его очень скупым человеком. Он это знал и был доволен такой славе. При себе ничего не имел, кроме самого необходимого. Келия была почти всегда пустая: кровать, стол, две табуретки, а в переднем углу большое распятие и немного небольших образов с лампадок, подаренных почитателями, да аналой с Евангелием. Вот и вся обстановка.
Посетителей старец принимал неохотно и всегда отсылал к настоятелю, говоря: "Идите к батюшке, он рассудит лучше меня". И лишь неотступным давал советы, которые были назидательны и верны. Он боялся славы людской, точно зная, что человек, отдавшийся ей в служение, теряет право на получение милости Божией. Но как светильник не может укрыться наверху горы, так и слава об о. Матфее не могла остаться в стенах монастыря, ширилась и росла. Уже при жизни в монастыре насельники и многие прихожане считали его святым, ибо в нем "жил Дух Святый".
Мирно и тихо протекала богоугодная жизнь старца. Но всегдашний враг рода человеческого — диавол — воздвигает гонения на Церковь Божию и ее служителей. Отец Матфей часто говаривал: "Грядет скорбь великая, но через нее очистится народ, переродится. На крови мучеников возрастет древо святости, от которого будут питаться многие и насытятся".
В Церкви Российской происходит раскол. Но игумен Геннадий, о. Матфей и братия остались верными чадами матери Церкви, возглавляемой патриархом Тихоном, не приняв обновленчества. Старец говорил в это время: "Что они мне сделают? Я монах. Лишат имущества? Я уже заранее отрекся от него. Осудят на изгнание? Я и без того не принадлежу миру и земле. Лишат жизни? Для меня жизнь — только лишения и подвиг борьбы, страдания, и вовсе не наслаждение. И я уже и сам всю жизнь свою посвятил Богу. Словом, я — монах! Что мне сделают?"
В 1921 году Яранский Пророческий монастырь был закрыт. Иеромонах о. Матфей поначалу переселяется с немощными монахами на монастырскую пасеку, а когда и эта, так называемая "дача", перешла в руки государства, настало время искать другое пристанище. Господь благословил старцу поселиться и жить до конца дней в деревне Ер-шово, расположенной близ большого села Беляево, в котором стояла небольшая деревянная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая. Этот храм и стал посещать о. Матфей. Очень часто, чтобы не досаждали люди, он прятался за храмовую печку и, таким образом, не замеченный никем простаивал целые службы, вознося свои молитвы Господу. Приходил первый и уходил последний. Старец скрывался от мира, а мир находил его. Люди, жаждущие наставления, в огромном количестве собирались у дома о. Матфея. И последние годы он старался принять всех, приходящих к нему. "Ну, что ж, раз люди видят и получают пользу от моих советов, пусть идут, зачем же мне их гнать?" — говорил старец.
Активно поддерживая Святейшего Патриарха Тихона в годы нестроений и раскола, о. Матфей являлся духовником Яранского епископа Нектария и викарного епископа Виктора (Островидова), которых утвердил и благословил на подвиг мученичества ради спасения Церкви и народа Божия.
Задолго до своей кончины о. Матфей готовился предстать пред Господом с ответом о прожитой жизни, о делах, заботах и чаяниях. И благочестивой была смерть того, чьей целью жизни было соединение со своим Создателем. Известно, что перед самой кончиной старец устремил взор на икону Спасителя и четко, совершенно не старческим дребезжащим, а молодым и звонким голосом тихо, но ясно и отчетливо запел: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!" Едва закончив пение, он совершил крестное знамение и правая рука так и осталась лежать на левом плече. Вместе с последними словами радостного пасхального песнопения и крестным знамением улетела душа богоносного старца в небесные селения к Воскресшему из гроба Христу Жизнодавцу, туда, куда стремилась всегда, будучи на земле, находясь в бренном теле. Это произошло 29 мая 1927 года в среду отдания праздника Пасхи Христовой.
Незадолго до кончины духовные дети спросили старца: "Отче, а где тебя схоронить: в с. Беляево или в г. Яранске, везти на лошадке или нести на руках, как благословишь?" О. Матфей, чуть задумавшись, ответил кротко: "Не беспокойтесь о том, как да на чем везти. Я ногами уйду в Яранск. А схоронить меня в ограде благотворителей купцов Беляевых. Много, ох много они потрудились для спасения своих душ, много сделали для Церкви Святой и для народа Божия. Там положите мое тело, а на кресте подпишите, что здесь похоронен Матфей — кочегар".
Все исполнилось в точности. Множество народа пришло поклониться своему любимому батюшке, проститься с ним последним целованием. Скорбная многолюдная процессия двинулась из деревни Ершово, Кикнурского района, к месту вечного упокоения в г. Яранск. На всем пути гроб с телом Христова подвижника несли на руках. В каждом населенном пункте на пути следования были кратковременные остановки для служения панихид. Все стремились хотя бы немного пронести гроб с телом. Так исполнилось пророчество старца — "я уйду до Яранска ногами".
Из деревни Ершово траурная процессия прибыла в Яранский Пророческий монастырь. О. Матфей прибыл телом туда, где провел почти всю свою жизнь, работая Господу Богу нашему. Ударом большого колокола на колокольне Троицкого собора встретил город скорбное шествие. Была отслужена последняя панихида, и Крестный ход с телом покойного двинулся на городское кладбище, где по завету старца оно и было погребено.
Подобно преп. Серафиму Саровскому, о. Матфей говорил: "Прийдите на мою могилку, излейте все свое горе, расскажите, как живому, все ваши беды и печали, и, если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения". Эти слова блаженного старца многие помнили и сохраняли в своих сердцах. Как при жизни, так и по своей смерти, не оставил он своих чад духовных. Никогда не зарастала к нему тропа. И в дни гонений на Святую Церковь по ночам, крадучись, приходили люди на могилку и молились Господу, прося о. Матфея походатайствовать за них. И никогда не уходили не утешены, ибо и после смерти духом своим старец пребывает с теми, кто ищет его заступничества пред Богом, кто обращается к нему за помощью. Есть множество свидетельств об исцелении по его молитвам, в настоящее время документально зафиксировано 30 исцелений и сообщения продолжают поступать. В день памяти о. Матфея, 29 мая (по новому стилю), у могилы его собирается до 5000 человек.
Некоторым старец являлся и видимым образом. Это случилось во время Великой Отечественной войны. Одна семья осталась без средств к существованию. И отчаявшаяся мать, на руках которой было несколько детей, придя на могилку старца, стала слезно молиться, говоря: "О. Матфей, помоги! Умираем с голоду, сама и дети мои. Спаси от смерти, помоги удержаться от воровства". После напряженной молитвы она как бы впала в забытье, и видит, как между деревьев идет старец, а за плечами у него большой рюкзак. Подошел к ней, отдал ей свою поклажу и говорит: "Питайся сама и питай деток". От радости и неожиданности она не спросила его имени. А когда пришла в себя, то, сколько его не искала, старца нигде не было. Только после войны, увидев фотографию о. Матфея, она признала в нем того старца, что отдал рюкзак.
И до днесь Господь по молитвам о. Матфея творит чудеса, которые ум человеческий постигнуть не может. Только вера, надежда и упование открывают неведомые тайны Промысла Божия и милости, уготованные людям от сотворения мира. Как тогда, так и теперь, люди приходят на могилку своего заступника, просят и получают каждый по своей вере.
Имея велие дерзновение пред Господом помолись, отче Матфее, и за нас грешных. Аминь.
Юрий Ерошкин.