Возможен ли диалог?
До недавнего времени мы были убеждены, что с представителями харизматических и других протестантских сект практически невозможно вести нормальный диалог. Наверное, многие православные, кто пытался это делать, с сожалением замечали, что большинство сектантов просто не слышат тебя, совершенно не воспринимают никаких ответных аргументов, даже не пытаются понять, что им говорит собеседник...
И вот совсем недавно в миссионерский отдел пришло не совсем обычное письмо. Его прислал один из лидеров Нижегородского христианского центра в ответ на наши публикации о сектах в светской прессе. Первое, что нам бросилось в глаза, - это простая, не перегруженная "цитатами" и канцелярскими фразами речь, его открытость, стремление понять неизвестное ему Православие.
После некоторых сомнений мы решили начать публикацию нашей с ним переписки в надежде, что начавшийся диалог будет иметь хоть какие-то плоды, и, может быть, поможет колеблющимся в вере обрести верный путь христианства...
«В Православии мне никто ничего не объяснил».
Здравствуйте, меня зовут Алексей.
Я протестант. С вашей точки зрения, наверное, сектант. Сейчас я живу в Нижнем Новгороде, работаю программистом в НИИ измерительных систем. Христианином я стал в Йошкар-Оле, в Йошкар-Олинском христианском центре. Сейчас я лидер домашней группы по изучению Библии в Нижегородской христианской общине. Может быть вам будет интересно мнение противоположной стороны.
Когда-то я считал себя православным. Все было как полагается: я был крещенным, раз в год заходил в церковь, крестился глядя на икону и уходил, считая что это все, для чего существует религия. Я так думаю, что большинство людей в нашей стране рассуждают примерно также. Может быть 1% из всех, у кого на шее висит крестик и кто считает себя православным, и являются по-настоящему верующими, но я думаю, что не больше. Лично я живьем ни разу не встречал действительно верного христианина-православного. Сейчас я знаю, что существуют и священники-православные, которые действительно знают Того, в Кого они верят. Мне сейчас нравится читать Александра Меня или Георгия Чистякова, который публикуется в "Русской мысли".
Но как вы думаете, в чем проблема - почему я узнал о них только когда стал евангельским христианином? Почему я за две недели пребывания в Евангельской церкви больше узнал о том, кто такой Иисус Христос, чем за те годы, когда я считал себя православным? Почему мне никто не сказал, что то, что я считал верой - на самом деле не вера, а так, одно недоразумение.
Это вообще удивительно: средний протестант в России гораздо больше знает о православной вере, чем средний православный. Причем не думайте, что их знания - это сплошная отфильтрованная "злобными сектантами" информация.
Еще одна тема для размышления. Когда тут недавно развернулась эпопея с законом о "свободе" совести, знаете, к чему это привело? К тому, что протестантские церкви всех деноминаций стали сотрудничать друг с другом. Это сейчас вообще стало заметной тенденцией. Недавно в Нижнем Новгороде около десяти церквей - баптисты, методисты, пятидесятники и харизматические христиане - стали регулярно проводить совместные молитвенные собрания. В общем-то и раньше мы не враждовали друг с другом, но этот закон вызвал огромное стремление к объединению.. .Так что я лишний раз убедился в том, что апостол Павел был прав, когда писал: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8, 28).
Напрасно вы считаете, что возрождение протестантизма угрожает монополии Православной Церкви... Понимаете, ведь если бы Православная Церковь занималась своими прямыми обязанностями - проповедовала народу об Иисусе Христе, то ей бы ничего не угрожало. Ведь миссионерская работа заключается не в "ловле еретиков", а в проповеди Евангелия. Знаете, я вам секрет открою: не бывает "харизматического христианства"! Больше того, "католического" и "православного" христианства тоже не бывает! Бывает просто христианство, потому что Христос-то один, Он не разделился!
Все-таки главная цель Церкви - свидетельствовать о Боге, а не бороться с сатаной! Я понимаю, это тоже важно, но это не должно становиться главным. Конечно, на борьбе с врагом можно объединиться, но если все строится только на этом - то в конце концов все развалится. Как у моджахедов в Афганистане. Победили и передрались.
Кстати, не думайте пожалуйста, что протестанты настроены против Православной Церкви. В большинстве церквей, наоборот, даже будут рады, если в Русской Православной Церкви начнется возрождение. Уж, в конце концов, лучше быть православным христианином, чем атеистом!
Алексей Крылов.
«Хочешь знать истину - потрудись!»
Здравствуйте, Алексей.
Благодарю Вас за письмо, в котором Вы обстоятельно и искренне изложили свой взгляд на религиозную ситуацию в современной России. Вы правы: много людей, посещающих православный храм, мало знают о Том, в Кого верят. Этому есть свои причины. Давайте оглянемся в несовсем еще далекое прошлое и посмотрим, что происходило в нашей стране в период господства "научного атеизма". Догадываетесь? Было репрессировано до 200 тысяч священников Православной Церкви. Представляете, что это такое? Это три поколения духовенства! И поэтому, когда "верить разрешили", когда в нашу страну огромной массой нахлынули всевозможные оккультные и псевдохристианские течения, имеющие за своими плечами огромные финансовые средства, Православная Церковь не смогла им противостоять.
Но это никак не значит, что слаба сама Церковь. Слово Божие действенно и острее всякого меча обоюдоострого, говорится в Библии. Но ведь сами же знаете, что, по слову Апостола, в последние времена люди здравого учения принимать не будут, а сочинят себе басни, которые льстили бы слуху. Говоря о возрождении протестантизма, я думаю, вы немного заблуждаетесь. На мой взгляд, сейчас в нашей стране самая массовая религия - это оккультизм, новое язычество, одетое в более привлекательную маску, иногда даже представляющее себя в виде истинного "христианства". Людей привлекает, прежде всего, "чудо", некий мистический опыт, а об источниках этого опыта задумываться как-то не принято.
Для чего я все это говорю? Видите ли, мне кажется, что с "харизматическим возрождением" связана внутренняя трагедия протестантизма. Лютер накрепко зацементировал свою общину рационализмом, лишив ее благодатной, таинственной жизни во Христе. Уйдя от папства, протестанты его времени не дошли до усвоения внутренней духовной жизни Восточной Церкви. Это привело к многочисленным расколам внутри основанной ими общины: в XX веке протестантских сект, исповедающих зачастую совершенно противоположные взгляды, уже около 2000. С другой стороны, традиционный протестантизм пришел к кризису, выродившись или в откровенно антихристианскую философию (как у Гегеля - "настоящего протестанта", каковым он себя считал) или же в "религию потребления", т.е. в религию, которая ни к чему не обязывает.
Но вернемся к "харизматическому возрождению". Вот этот внутренний опыт, которого не хватало в традиционном протестантизме, и открыло харизматическое движение. Правильно ли называть это движение возрождением? Беседуя со многими людьми, побывавшими в Христианском центре, мы были удивлены, когда узнали, что дар "говорения на языках" или "дар пророчества" раздается всем подряд, иногда даже впервые пришедшим на собрание и сопровождается физическими явлениями - настолько дикими, что у человека, знакомого с христианством не по наслышке, не остается сомнения в нехристианском характере происходящих с людьми переживаний.
Совсем недавно у нас в миссионерском отделе состоялся разговор с одной женщиной, посещающей ЙОХЦ три года, которая готовится пастором на какую-то ответственную должность в "центре". Из разговора с ней особенно нам запомнилось ее отношение к своему мистическому опыту. Она говорила, что долгое время просила у Бога "дар различения духов", и когда она его получила, то пошла к главному психиатру города удостовериться в "истинности" этого дара. Психиатр, обследовав ее, заключил, что она совершенно нормальная, а то, с чем она столкнулась, есть объективная реальность. Мы сказали ей, что не сомневаемся в этом, и задали некоторые вопросы, наводящие на критическое осмысление происходящих с ней явлений. Я думаю, вы согласитесь, что такая наша недоверчивость оправдана словами Апостола Иоанна Богослова: "не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Иоан. 4,1). Ее "критическое осмысление" выразилось примерно в следующем: "Ну и что? Я верю, потому что это действует!" Эта замечательная фраза, кстати, очень характерная для большинства харизматов. Несомненно, некий дух действует на собраниях харизматических сект и раздает многочисленные дарования людям, очень часто даже не принявшим водного крещения, т.е. не смывшим с себя ветхого человека. Я думаю, здесь кроется причина того, почему секты, опирающиеся на знамения и чудеса, на личный, не проверенный Евангелием и Священным Преданием, опыт имеют такой успех в постхристианском мире.
В ХЦ со многими людьми происходят страшные вещи, нарушения психики и т.п., родители не узнают своих детей (а на детях любая патология особенно заметна), друзья не узнают своих бывших товарищей, - это все факты, от них никуда не денешься. И это проблема не только Православной Церкви, это проблема всего общества. Правдивая информация о различных нетрадиционных для нашей страны религиозных группах, носящих нередко деструктивный характер, должна предаваться гласности. Если бы западные или восточные миссионеры сами рассказывали о себе, кто они, какие взгляды проповедуют и чем эти взгляды отличаются от традиционно христианских, то ситуация была бы куда лучше. Но обычно все это пестрое многообразие религиозных направлений представляется "просто христианами", а иногда даже и "православными". Но давайте будем честными. Для обычного, рядового гражданина нашей страны "просто христианин" - это представитель Русской Православной Церкви.
Вы говорите, что нет никаких харизматических, православных, католических христиан, а есть обычные христиане. Но Христос основал не учение христианское, а Церковь - единый живой организм. И как же Церкви отличить от себя лжеучения, которые все называют себя "христианами"? Ведь слово "православие" означает, что Церковь, называемая таким именем, правильно славит Живого Бога.
Здесь я хочу вернуться к обсуждению еще одной проблемы, о которой вы говорили в письме. Вы там написали, что средний протестант гораздо больше знает о Православии, чем средний православный. Замечательно, что в качестве примера "истинных" православных вы упомянули такие имена, как о. Александр Мень и Георгий Чистяков. Вынужден вас разочаровать. Богословские воззрения этих авторов (еще Георгия Кочеткова, Иоанна Свиридова и др.) не признаются ни православной богословской мыслью, ни простыми верующими. Это представители современного обновленчества и церковного модернизма, старающиеся приспособить неизменяемое христианское Откровение к современным извращенным понятиям и вкусам...
И еще я заметил одну довольно-таки интересную тенденцию. О себе вы пишете, что были "православным", ходили в храм, ставили свечку, но что эта "вера" вам ничего не дала, и поэтому вы были счастливы, что ушли в объятия "гостеприимного" протестантизма. Это типично для многих, ушедших в радикальные религиозные секты, не только в протестантизм. Видимо, дело в том, что Церковь обязывает посмотреть внутрь самого себя, заглянуть в свое сердце, осознать свое ничтожество, свое греховное порабощение и уже потом начать в покаянии и смирении шествовать тернистым путем ко Христу. Но ведь это же очень трудно и скучно! Куда проще прийти на одно-два занятия в ХЦ, получить там какой-нибудь "дар", месяца через два-три стать "пророком" или "апостолом", общаться с Богом на "ангельских языках"! Так вот, это тоже кое о чем говорит. Дело в том, что люди, ушедшие из Православной Церкви, в большинстве своем ничуть не потрудились для того, чтобы заглянуть в ту сокровищницу святоотеческой древнехристианской традиции, которую открывает нам Православие. Здесь, я думаю, важно задаться вопросом: первые христиане, ученики Апостолов, - как они понимали Евангелие? Ведь до нас дошло множество творений святых и учителей Церкви! Но почему-то ребятам из Христианского центра не до этого. Они полностью убеждены, что знают и правильно понимают Евангелие, тогда как Апостол Петр признает, что в посланиях Павла есть нечто неудобовразумительное (2 Петра, 3,16).
Церковь как Тело Христово - свята и непорочна. Но люди, ее составляющие, не могут быть без греха (1 Ин. 1,8). Бесполезно в нашем с вами диалоге говорить о грешниках внутри церкви, ведь это - внутрицерковные проблемы. Поверьте, мы знаем их гораздо больше! Еще Ефрем Сирин в IV веке говорил, что Церковь - это не только сообщество святых, но и толпа кающихся грешников. Думаю, правильнее будет, если мы с вами взглянем на наши религиозные убеждения, на те доктрины, которые мы в наших религиозных традициях считаем важнейшими. Видите ли, я глубоко убежден, что догматы имеют прямое отношение к духовной жизни. Если я неверно исповедую Истину, то значит ложь, овладевшая моим сознанием, проникает и в сердце, и в молитвенную жизнь, а, в конечном счете (т.к. по Евангелию отец лжи есть диавол) - приводит к богохульству.
Тема "Православие и протестантизм" обширна. Миссионерский отдел с интересом ознакомился с вашим письмом, и мы надеемся, что отчасти смогли помочь вам понять нашу позицию, которой мы твердо стараемся держаться...
Виталий Ларионов.