Публикации

Из истории Православия в Марий Эл 976

28 февраля 2023г.
Автор: Иван Исаков, «Мироносицкий вестник» №2 2023 г.

Православие в Марийском крае стало распространяться с середины XVI века, когда все Поволжье перешло под власть Москвы. До этого времени на берегах Волги большую власть имели два татарских ханства – Астраханское и Казанское. Они появились после распада Золотой Орды. Татарские ханы совершали набеги на русские земли, захватывая население Поволжья, в том числе марийцев, мордву, поволжских татар. Наследники Орды не давали возможности русским купцам продвигаться по Волге к Каспийскому морю, от которого пролегал морской путь в Иран и Турцию, на богатые восточные рынки.

Присоединение поволжских земель необходимо было русскому государству, чтобы окончательно избавиться от набегов ордынцев, открыть путь по Волге, присвоить новые земли. О присоединении поволжских земель мечтали даже многие русские дворяне, называя их «подрайской землей», ведь эти земли богаты речной рыбой, лесами, возможностями охоты на лесных зверей. Так пришли в Поволжье русские и принесли сюда православную веру.

Распространение Православия в Поволжье нередко встречалось местными жителями с сопротивлением. Многие марийцы старались отстоять свою языческую веру. Однако были и случаи, когда марийцы с готовностью принимали христианство. В Кажировской и Ветлужской летописях говорится о том, что кугузы (князи) Коджа-Ералтем, Кай, Бай-Борода, их родственники и приближенные приняли христианство и допускали строительство церквей на контролируемой ими территории. Вместе с тем, в преданиях ветлужских марийцев сохранилась легенда о том, что Бог русских победил Кугу Юмо, из-за этого марийцы были вынуждены уйти с верховьев Ветлуги. В этом предании сохранилось и отображение исторической действительности: многие марийцы сопротивлялись христианизации, которая в то время носила одновременно миссионерский и политический характер. Московский престол стремился усилить свое влияние, в том числе и через распространение православия в Поволжье.С приходом Православия в Марийском крае началась просветительская деятельность.

С середины XVI в. в Поволжских землях стали образовываться города-крепости, одним из них стал и Царевококшайск. Сначала это был военный город, внутри которого, в основном, жили русские военные, а вокруг города – марийцы и другие народы. Такая ситуация была характерной для многих городов-крепостей. С течением времени Царевококшайск стал просто городом, утратив военное значение.

Деревянные церкви появились в Царевококшайске в XVI-XVII столетиях. Например, первое упоминание о деревянной Троицкой церкви относится к 1646 году. Новый каменный храм с таким же названием появился в городе в XVIII веке. На первом этаже находился храм во имя святителя Николая Чудотворца, а на втором – храм во имя Святой Троицы.

Каменные церкви в XVIII веке в Царевококшайске возводились преимущественно на средства купцов. Так, в 1756 году И. Пчелиным была построена Вознесенская церковь, в 1759 г. на средства А. Корелина – Входо-Иерусалимская, купец С. Вешняков жертвовал на строительство Тихвинского храма. У построенных церквей появились и свои приходские деревни: Вознесенскую обычно посещали жители Вараксино, Троицкую – жители Ширяйково, Медведево, Жуково. Зачастую в одну церковь ходило несколько поколений одной семьи.

Первыми просветительскими центрами стали монашеские обители, которые стали строиться в Марийском крае с XVII века. В 1607 году был основан Большеюнгинский Никольский (в дальнейшем Покровский) мужской монастырь (в современном селе Покровском Горномарийского района), около 1625-го – Спасо-Юнгинский (Новоспасский Малоюнгинский) мужской монастырь (близ деревни Малая Юнга Горномарийского района), в 1626-м – Козьмодемьянский Вознесенский женский монастырь. На луговой стороне, на месте явления в 1647 году чудотворной Царевококшайской (Мироносицкой) иконы Божией Матери, в 1649 году была основана Мироносицкая мужская пустынь. Насельников привлекало обилие лесов на марийской земле, что давало возможность уединиться здесь для молитвы.

Одной из главных святынь Марийского края стала Мироносицкая икона Божией матери, которую еще называют «Царевококшайской». Известно, что Андрей Жолнин, крестьянин из селения Дальние Кузнецы, работая в поле как раз на месте сегодняшней обители, обнаружил образ Богородицы со святыми женами мироносицами на черном («аспидном») камне. Андрей Жолнин решил взять эту икону, но обнаружил, что она вдруг исчезла, когда он к ней приблизился. В скором времени образ появился вновь, и тогда Андрей с благоговением перенес икону к себе в дом. Вечером и ночью от иконы исходил свет, Андрей молился перед чудотворным образом, уснув под утро. Во сне ему привиделся муж в святительском одеянии и повелел молиться вновь.

Узнав о явлении иконы, местные жители привели в дом Жолниных недугующих различными болезнями, которые по вере своей получили исцеление. Царевококшайский воевода Матфей Спиридонов и городское духовенство, узнав о явлении иконы и происходящих от нее чудесах, при многочисленном стечении народа крестным ходом отправились к дому Жолниных, а затем и к тому месту, где был обретен образ. И снова были явлены чудеса и исцеления, около 80 человек слышали голос, предвещавший основание на этом месте монашеской обители.

Вскоре икона была перенесена в Царевококшайск и поставлена в Воскресенском соборе. 25 июня 1647 года воевода описал все произошедшие в письме к царю. Согласно царской грамоте от 6 июля того же года с явленной иконы был сделан список, а подлинник отправлен в Москву. Чудотворный образ встретили в первопрестольной с величайшим торжеством, поставили в царских палатах, где страждущие также получали исцеление от недугов. Государь Алексей Михайлович приказал украсить икону, сделать с нее список, на месте явления чудотворного образа поставить церковь, снабдив ее всем необходимым, и 10 сентября 1649года отпустил икону в Царевококшайск. Следовательно, уже в первые годы после явления чудотворного образа предположительно было сделано два его списка. Первый из них поначалу пребывал в Воскресенском соборе Царевококшайска, второй – в Москве. Икона прославилась чудесами на Марийской земле, по пути следования в Москву и в самой первопрестольной. Согласно имеющимся источникам, были зафиксированы исцеления от слепоты, глухоты, лихорадки, одержимости, болезней рук, ног, сердца. Годом основания Мироносицкой пустыни считается 1649-й, хотя еще в 1647 году, по указу царевококшайского воеводы Матфея Спиридонова, здесь начали строить часовню в честь обретения иконы.

Годом основания Мироносицкой пустыни считается 1649-й, хотя еще в 1647 году, по указу царевококшайского воеводы Матфея Спиридонова, здесь начали строить часовню в честь обретения иконы.

Так распространялось православие в Марийском крае. Были в этом и свои трудности, связанные в первую очередь с языческой верой местных жителей. Тем не менее, Православие укреплялось, приносило свои плоды: все больше появлялось церковных приходов, священники занимались просвещением марийского народа. Впоследствии наиболее известными из них стали протоиерей Андрей Альбинский, переведший на язык мари Евангелия от Матвея и Луки; священник Гавриил Яковлев, прославившийся, в том числе, педагогической деятельностью; протоиерей Михаил Рождественский, много сил положивший для обучения молодежи в училище села Сундырь и другие.