Публикации

«Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами» 1085

31 октября 2021г.
Автор: Людмила Суханова, «Мироносицкий вестник» №10 2021 год

Летом этого года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси в Казанском Богородицком мужском монастыре был освящен собор Казанской иконы Божией Матери, воссозданный на месте обретения чудотворного образа пресвятой Богородицы. Воссоздан еще один храм из многих сотен и тысяч разрушенных в годы лихолетия.

Святые отцы говорят, что место, где стоял православный храм, незримо охраняет ангел. Пришло время, когда молитвы этих ангелов-стражей, стоящих на месте запустения и поругания церквей, услышаны Господом, и люди по зову души начали восстанавливать свои святыни.

И вот, на земле, омытой кровью православных в первые послереволюционные годы, старинные православные обители не только возродились, но и прославились, хранящиеся в них святыни известны всей стране. Одна из этих святынь – чудотворная икона Казанской Божией Матери, переданная Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в дар Казанскому Богородицкому монастырю.

Правда, это не та – явленная – икона, а чудотворный список с нее, так называемый Ватиканский, который много лет хранился в покоях Папы Римского Иоанна Павла II. Через своих посланцев Папа передал святыню Патриарху Алексию, а тот в 2005 году привез ее в Казань. Научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Наталия Чугреева утверждает, что это список первой половины XVIII века. Есть и другие догадки. Некоторые исследователи полагают, что драгоценная риза – с той нашей Казанской явленной иконы…

Возвращенную в Россию икону разместили в Крестовоздвиженском соборе монастыря. Сюда к Пречистой стали стекаться тысячи верующих. Здесь же в соборе находится частица Пояса Пресвятой Богородицы, частицы мощей Николая Чудотворца, мучеников Адриана и Наталии. А по соседству в церкви Святой Софии – частица мощей преподобномученицы великой княгини Елизаветы, которая много средств жертвовала для обителей Казанской епархии. Ею была воздвигнута на месте явления Казанской иконы, в главном соборе Казанско-Богородицкой обители, пещерная часовня, которая после революции была полностью разрушена. Снесен был и сам Казанский собор – во всей красе он восстановлен только теперь, в 2021 году его освятил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Мария Михайловна Максорова, дочь священника из села Арино Царевококшайского уезда, будучи игуменьей Казанского Богородицкого монастыря, много общалась с княгиней Елизаветой, выполняя тщательно все ее указания по строительству часовни.

В монашество Мария Максорова была пострижена в 1881 году с именем Маргарита, несла послушание казначеи Казанского Богородицкого женского монастыря. Почему она приехала в Казань? Тогда через леса в Казань проходил прямой тракт через наши марийские деревни, и для жителей Казанской губернии это был привычный маршрут. По свидетельствам старожилов, многие верующие из волжских сел до революции ходили на праздники в монастыри Казани…

 Через тринадцать лет, в 1894 году монахиню Маргариту (Максорову) назначают настоятельницей Козьмодемьянской обители. Спустя четыре года она уходит на покой и возвращается на проживание в Казанский Богородицкий монастырь. А еще через шесть лет, 16 января 2004 года епархиальные власти, приглядевшись к смиренной и разумной монахине, назначают ее игуменьей.

Но вскоре монастырю было послано тяжелое испытание: в ночь с 28 на 29 июня 1904 года почитаемая всем православным миром Казанская икона Божией Матери была похищена из обители. Следствие выяснило, что преступление совершил вместе с подельниками опытный вор, известный под именами Федор Чайкин или Варфоломей Стоян. О судьбе главной православной святыни Казани Чайкин-Стоян сообщил, что сжег икону в печи, сняв с нее драгоценную ризу. Действительно, неподалеку от его дома нашли в овраге ножницы для резки металла, а в самом доме – жемчуг и серебряные обрезки от ризы, в печи – петли, обгорелые мелкие жемчужинки, кусочки слюды, два гвоздика, кусочки обгоревшей материи. Святотатца приговорили к 12 годам каторги, а в 1916 году он умер в Шлиссельбургской крепости. Перед смертью он отказался от исповеди и по-прежнему утверждал, что икона сгорела…

Однако с самого начала люди не доверяли официальной версии. В Казани ходило множество легенд: кто-то утверждал, что заказчиками похищения были старообрядцы, и икона теперь укрыта в их скитах, кто-то считал, что игуменья, по Божиему внушению, хранила под драгоценной ризой копию святыни, надежно спрятав оригинал… Сама матушка Маргарита загадочно молчала, а сестрам повторяла: «Не плачьте, Божия Матерь с нами». Спокойной была игуменья и при даче свидетельских показаний на суде. По рассказам присутствующих, казалось, что матушку больше заботит возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы…

В исследовании казанского историка-краеведа Георгия Мюллера, опубликованном в «Православном собеседнике» (издание Казанской епархии), упоминаются свидетельства последних монахинь монастыря. Вот что он пишет: «В 1950-52 году монахиня рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения Явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им: «Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами».

Предание о том, что украден был не явленный образ, а его список, продолжает жить в народе. И неудивительно – ведь Казанская икона Богородицы для верующих на Руси, пожалуй, самая родная, любимая… Все наши предки прибегали к ней. Может, мы и живы-то на свете, благодаря молитвам наших прабабок перед нею. Ее Лик был в каждом доме, пусть не на виду в богоборческие годы, но припрятанный под спудом… В каждой семье существует своя легенда и своя история помощи Благодатной.

Так, в войну со всех городов и весей приезжали в наш Волжск искалеченые и болящие, чтобы испросить помощи у Пречистой. Дело в том, что одна из икон Пресвятой Богородицы была найдена в дровянике Казанского подворья, обнаружила ее жительница Волжска, наша землячка Мироновна, и хранила у себя дома. Моя глубоко верующая бабушка Елена Петровна Баранова часто водила меня в детстве к этой иконе. Мироновна жила на «Шанхае». Ее дочь Галя получила исцеление перед святыней: муж нанес ей глубокое ранение топором, но она осталась жива, только оглохла… Перед этой иконой молились и мои мама и бабушка, когда я заболела туберкулезом, и потом, когда моему младшему брату Леше мотоциклом раздробило череп… И по заступничеству Пречистой и, конечно, стараниями замечательных врачей Александры Бахмуровой и Леонида Овечкина, мы выздоровели. Но где сейчас эта святыня, никто из «шанхайских» не знает…

 Вот такая она – Казанская икона Богородицы – чудотворными стали многие из ее списков. А старинный Ватиканский список был вывезен большевиками из страны сразу после революции. Он объехал весь мир – из России в Европу, через Азию в Америку. И вновь из Европы возвратился в Россию. Может быть, такова была воля Пречистой – освятить чудотворным Своим образом всю землю, и вернуться домой в знак того, что Православие на Руси возродилось…