Публикации
На службе Богу и Отечеству 181

Традиционно февраль в нашей стране в соответствии со светским календарем проходит под знаком Дня защитника Отечества. Мы с глубоким уважением чествуем всех, кто когда-либо носил или носит сейчас военную форму. И конечно, все они – и ветераны, и нынешние военнослужащие – находятся в зоне повышенного внимания и заботы Православной Церкви. Об этом мы побеседовали с руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Йошкар-Олинской епархии, настоятелем военного гарнизонного храма преподобного Серафима Саровского протоиереем Александром Бачуриным.
«Христос – с нами, победа – за нами!»
– Отец Александр, День защитника Отечества – один из немногих праздников, к которому у нас особое уважение и почитание. Мы отмечаем его уже не один десяток лет. Вы, как руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, имеете к нему непосредственное отношение. А как к этому празднику относятся другие священники?
– Надеюсь, очень поддерживают, потому что многие из них сами служили в армии: в пограничных войсках, ВДВ, в войсках военно-морского флота и других. У многих священников, бывших срочников и офицеров, остались очень добрые воспоминания об этих годах. Ведь воинская служба – дело святое, важное. И самые главные мужские качества проявляются именно тогда, когда надо стоять горой за Родину, пребывать в твердости духа, бодрости тела. И не просто, может быть, проводить время в праздности, а жить, служа своему Отечеству.
– Наверное, эти качества проявляются у них и сейчас, во время другой – священнической – службы?
– Да, конечно. Тем более в наши неспокойные дни, когда особенно нужна твердость духа. И наше воинство черпает силу и твердость, в первую очередь, в Боге. А священники, как служители Божии, являются им добрыми наставниками, помощниками. Поверьте, не очень просто окормлять наше воинство, потому что воин сразу видит, где правда, а где ложь. Если священник сам не уверен в своих словах, сам не имеет твердого намерения любить свое Отечество до последней капли крови, как он может убедить в этом воина?!
Мы знаем, что множество священников сейчас участвуют в помощи фронту, некоторые непосредственно находятся на передовой с нашими бойцами, многие трудятся в тылу. И их боевой дух, как сейчас говорят, заряжает наших бойцов, ободряет, укрепляет и уверяет, что дело защиты своего Отечества – дело святое, доброе и очень важное.
– Говорят, что на войне нет атеистов. Это так?
– Да, действительно, сейчас это особо чувствуется. И когда приезжают наши военные на побывку или по ранению, они говорят: «Батюшка, если раньше я в чем-то еще сомневался, то сейчас крепко верю. Бывает, что не хватает знаний о вере, но сама вера крепка». Рассказывают, что сейчас в местах несения боевой службы много икон. Делают специальные землянки под молельные комнаты, куда приезжают священники и окормляют наших воинов на передовой. Служатся молебны, совершаются таинства. И даже когда священника нет в подразделении, сами военнослужащие собираются там хотя бы для краткой молитвы.
Есть подразделения, где командиры перед началом боевого дежурства своих подчиненных благословляют крестным знамением. Конечно, не по-священнически, но по-отцовски. И говорят: «Христос – с нами, победа – за нами. С Богом, дорогие!» И вот когда с такими словами наши бойцы идут в очередной день неизвестности, тогда сила Божия пребывает в них, тогда твердая решимость защищать свою Родину подкрепляется духовной силой. И мы верим и надеемся, что именно так и будет достигнута наша долгожданная победа.
С заботой о воинстве
– Батюшка, вот вы сейчас сказали о тех, кто непосредственно принимает участие в боевых действиях. Но все-таки наша епархия, слава Богу, в стороне от линии фронта. И, тем не менее, храм преподобного Серафима Саровского не зря считается гарнизонным военным храмом. В чем его особенность, его прихожан и вашей службы?
– В 2009 году по благословению нашего владыки Иоанна в микрорайоне Дубки Йошкар-Олы был построен именно военный гарнизонный храм, чтобы окормлять военнослужащих, в частности, нашей ракетной дивизии. И когда они и члены их семей посещают наш храм, то чувствуют и помощь свыше, и защиту от Господа Бога, и святой великомученицы Варвары, и преподобного Серафима Саровского.
Кроме них в наш храм приходят и другие силовики – представители Росгвардии, подразделений МВД, ОМОН, СОБР, военного комиссариата. Все стараются у Господа Бога испросить помощь, обрести новый смысл защиты Родины. Ведь одно дело – наше советское воспитание, на самом деле много нам давшее, поскольку с детских лет воспитывало на мужественных примерах защитников своего Отечества. А другое – если все это еще одухотворяется силой свыше. И тогда уже и воспитание земное, и благодать небесная помогают и нашим военнослужащим, и будущим защитникам обрести смысл, твердость и, наверное, даже святую осознанность любви к своей Родине. Не просто как дань моде или уважение, не просто как внешнее наставление государства, а именно – подлинное внутреннее желание послужить своей стране, Богом данной нам. Ведь Господь благословил нам эту землю. Не зря Русь Святая называется домом Пресвятой Богородицы. И этот дом надо беречь, хранить.
– А как священство служит за пределами храма, ведь батюшек часто можно видеть, например, на проводах в армию, во время встреч с кадетами?
– Слава Богу, сейчас священникам возможно проводить свою деятельность и за пределами храма. В нашей ракетной дивизии есть семь домовых храмов, где тоже совершаются службы. Наш полковой священник отец Георгий Колотов, можно сказать, денно и нощно находясь на службе и Церкви Божией, и нашему воинству, в этих храмах постоянно совершает богослужения, молебны, акафисты.
Много мероприятий проводится у нас совместно с Министерством внутренних дел. Есть у нас молебная комната в честь Георгия Победоносца в ДК Дзержинского, в здании совета ветеранов. Там проходят не только богослужения, но и встречи с ветеранами. Встречаемся в подразделениях с росгвардейцами, участвуем и в других торжественных мероприятиях.
Конечно, на особом счету – общение с родными и близкими наших военнослужащих, силовиков. По возможности стараемся и в храме их встретить, вместе чай попить, пообщаться и обязательно, хоть кратенько, помолиться.
– Но, батюшка, ведь армия, правоохранительные и другие органы – закрытые структуры. Наладить с ними взаимоотношения очень непросто. Как это удалось?
– Взаимодействие с ними ведется практически с самого начала создания нашей епархии. И огромную основу – твердую, могучую – заложил, конечно, наш владыка Иоанн. Ему, в первую очередь, пришлось встречаться с командирами воинских частей и подразделений, общаться, наставлять. И заложить тот духовный фундамент, на котором сейчас зиждется наше взаимодействие.
И поскольку командиры относятся к нашему владыке с большим уважением, то и каких-то препятствий, недопонимания, слава Богу, у нас нет. Если вдруг возникают где-то вопросы, всегда есть возможность встретиться и расставить все точки. И после этого с Божией помощью снова приступить к общей защите нашей Родины.
Помощь словом и делом
– В самом начале, отец Александр, вы уже обмолвились о служении во время специальной военной операции. И хотя здесь у нас мирная жизнь, но отголоски СВО, конечно, слышны. Часто ли вам приходится общаться с родственниками служащих и погибших бойцов?
– Поскольку наш храм военный гарнизонный, то отпевание бойцов, отдавших жизни на СВО, в основном проходит у нас. Кроме тех воинов, кто жил в районах, – их отпевают в районных приходских храмах.
Конечно, с тяжелым, глубоко трагическим сожалением и с огромным уважением к их великому подвигу, встречаем мы в эти дни наших бойцов, их родных и близких. Низкий поклон всем родным, в первую очередь родителям тех, кто не щадил ради нас своей жизни. Часто приезжают товарищи, боевые друзья погибших. Вместе молимся, просим, чтобы Господь упокоил души наших героев в небесных благих обителях.
После отпевания, если удается, общаемся с родными и близкими, пытаемся поддержать добрым словом утешения. Конечно, никакие слова не могут уменьшить горе утраты – только милость Божия. Поэтому очень просим родственников не оставаться со своим горем один на один. Обязательно просить Бога о помощи. Ну и по возможности присоединиться к тем, кто старается хотя бы чуть-чуть притупить свое горе, вытеснить из души безысходную печаль и заменить ее светлым поминовением и деятельным участием в помощи фронту.
Ведь не секрет, что огромное количество наших прихожан, ждущих с победой или, увы, потерявших своих близких, принимает участие в плетении маскировочных сетей, изготовлении окопных свечей, сборе гуманитарной помощи. Они вяжут варежки, носки, шьют теплые вещи. И все это передают военнослужащим в зоне СВО. И бойцы, принимая труды наших прихожан, ощущают, что народ с ними.
– В свое время существовал термин: афганский синдром...
– В медицинской терминологии – посттравматический синдром. Это как раз то состояние, когда наши бойцы переживают или тяжелую утрату, или страшные испытания, нечеловеческие трудности современных военных действий, о которых нам даже и подумать иногда страшно. Наверное, да, душа какой-то урон терпит, какое-то повреждение очень серьезное, но тем не менее у нас есть милость Божия, благодать, таинства церковные. И вот эта внутренняя сила, которую человек черпает только в Боге, да еще любовь близких и родных могут дать исцеление израненной душе.
И мы очень надеемся, что наши защитники, придя в мирную жизнь с верой, обретенной на фронте и подкрепленной благодатными таинствами, изучением своей веры, милостью Божией исцелятся и вновь обретут мирную, добрую, созидательную жизнь.
– А какая поддержка от окружающих нужна вернувшимся из боев ветеранам СВО?
– Ну, скорее всего, очень важно каждому нашему защитнику увидеть, что все было не зря. Что все тяжелые испытания – не просто личные испытания на прочность, а были перенесены ради близких, семьи, рода, народа. Ведь действительно, это очень страшно – быть на волоске от смерти, стоять горой за родную землю, а вернувшись, ощутить, что тебя вроде бы и не замечают или стараются пройти мимо, чтобы не выдать каких-то знаков доброго внимания, почтения, уважения...
Поэтому от окружающих ветеранам СВО в первую очередь важно уважительное отношение, осознание их значимости, святости подвига. Не сочувствие и жалость, а именно такая внутренняя радость за наших героев. Ну и конечно, помощь, поддержка, душевное благорасположение и терпение тоже необходимы, потому что многие из них получили тяжелые ранения и нуждаются в заботе, в защите. Все это в меру сил мы должны проявить по отношению к ним.
Святая правда о войне
– Отец Александр, нынешний 2025-й год объявлен в России Годом защитника Отечества – в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Что, по-вашему, самое главное должно быть в нашем сознании, когда мы говорим об этой дате?
– Очень важно не забывать, что юбилейная дата – это событие великой радости и великой ответственности. Есть очень интересное высказывание: в минуте молчания должна быть вековая немота осознания. Если каждого погибшего солдата почтить минутой молчания, то почти целый век надо молчать, чтобы понять, как была достигнута победа, какими жертвами, усилиями, сколько война принесла горя, беды. И только, преодолев эту беду – «по беде» – пришла Победа. Получается-то, что победа – это преодоление беды. И вот если каждый из нас постарается задуматься, какой великой ценой она досталась, и в то же время – помощью и милостью свыше, тогда, наверное, захочется не столько торжественно и пафосно говорить об этом, сколько больше молитвенно молчать. Хотя и говорить о нашей Победе обязательно надо!
И, может быть, всем нам, живущим сейчас, надо постараться обрести благодарность, в первую очередь, конечно, к Господу Богу, а также – к нашему народу, к нашим героям, к защитникам на фронте и в тылу. Осознать, что в этой жизни мы не должны быть праздными гуляками, потому что находимся на ответственном служении Господу Богу и ближним. И если в юбилейный год это осознание осветит нашу душу, то поможет нам как-то собраться, сориентироваться, и не меркантильные свои личные цели поставить впереди всего, а именно целостность нашего государства, единство восприятия нашей истории, глубину веры. Тогда каждый в этом святом единстве обретет себя, найдет свое место и в собственной жизни, и в жизни своего рода, народа. Только так, считаю, юбилейный год послужит крепостью, воодушевлением, той духовной мощью, которая поможет нашему Отечеству выстоять несмотря ни на что. Но выстоять не самим по себе, а только с Божьей помощью, с твердостью духа и, конечно, на святом примере тех, кто отдал все ради того, чтобы мы жили, и наше Отечество было свободным.
– Дай Бог, пусть так и будет! И все-таки, батюшка, не могу не спросить, как приблизить историю Великой Отечественной войны для нашего молодого поколения? Ведь это мы с вами еще видели участников войны, общались с ними, а для молодых, школьников, студентов это – далекая, скорее даже книжная история…
– Здесь, наверное, в первую очередь важно наше собственное трепетное отношение к памяти отцов и дедов. Если в семейном кругу есть доброе внутреннее ощущение благоговения к подвигу своих родных, дедов-прадедов, то, надеемся, наши дети и внуки услышат это, поймут и проникнутся не столько информационно, сколько душевно, может быть, даже духовно.
Кроме того, есть огромное количество и замечательной военной литературы, и фильмов о Великой Отечественной войне – советского периода и современных, и художественных полотен, музыкальных произведений – все это тоже поможет раскрыть молодому поколению искренность нашего трепетного отношения к Великой Победе.
И, без сомнения, этому же будет служить и глубина поминовения наших усопших героев. Потому что одно дело – беседа дома, другое дело – посещение памятных мест, воинских захоронений. Ведь находясь там, в молитвенном обращении ко Господу Богу, до глубины ощущаются и сила, и мощь, и святое родство с нашими героями Великой Победы 45-го года.
– Как же вы правы! Мне кажется, батюшка, что только так мы сможем передать нашему молодому поколению, а значит, сохранить истинную память о Великой Отечественной войне. Согласитесь, сейчас, когда на Западе пытаются ее переосмыслить, переиначить, это очень важно.
– Наверное, здесь стоит вспомнить слова поэта Александра Твардовского, который как никто другой, ясно, внятно и до глубины души описал военные будни в своем бессмертном произведении «Василий Теркин». Вот здесь он очень четко сказал о правде: «А всего иного пуще, не прожить наверняка – Без чего? Без правды сущей, – правды, прямо в душу бьющей, – да была б она погуще, как бы ни была горька».
И вот эта святая правда – и о поражениях, и о победе, и о недостатках, и о мощи, и о славе – должна быть сохранена. Не оболгана, не запятнана безумием желающих погибели нашей Руси, а именно остаться святой правдой, как нам заповедовали наши отцы и деды.