Церковные новости
В монастыре на Ганиной Яме установлен памятник следователю по делу об убийстве Царской семьи Н.А. Соколову 492
23 ноября 2024 года в монастыре Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма в Екатеринбурге состоялась торжественная церемония открытия памятника следователю по особо важным делам Николаю Алексеевичу Соколову, с 1919 года расследовавшему убийство семьи императора Николая II и алапаевских мучеников.
Бюст на постаменте установлен справа от Царского храма, у правого входа в галерею, опоясывающую «сердце» обители — шахту № 7. Открытие памятника приурочено к 100-летию со дня кончины Н.А. Соколова.
Церемония состоялась по окончании панихиды в Царском храме, за которой были вознесены заупокойные молитвы о приснопамятном Н.А. Соколове.
«Сегодня мы отдаем некую дань правды и честь праведности человеку, который сам того, может быть, изначально не желая, стал таким сотаинником со святой Царской семьей. Ему было поручено расследовать дело убийства семьи государя, — сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, обращаясь к участникам церемонии. — Николай Алексеевич провел много дней, ночей здесь, вот на этом месте, где мы с вами находимся, исполняя свой профессиональный долг, и исполняя его честно. Он воспринял это служение, последнее служение государю — открытие правды об их убиении, об их честных останках, мощах. Он этому посвятил свою недолгую, но очень добрую жизнь. Даже когда следствие было уже невозможно, и он вынужден был покинуть пределы Екатеринбурга и России, он продолжил это служение. И воспринял это дело как дело своей жизни. И на этом пути он свою жизнь положил».
Владыка напомнил собравшимся отрывок из Евангелия, в котором Христос говорит о том, что все тайное станет явным. «Господь рано или поздно откроет правду. Нет ничего сокровенного, что не станет явным. И все тайны, которые унес с собой Николай Соколов, и все тайны, которые он не узнал, рано или поздно мы все их узнаем, — сказал владыка, отметив, как важно в такой ситуации оставаться христианами. — Очень важно, чтобы на пути, пока мы их (тайны — ред.) узнаем, пока мы живем, чтобы мы друг друга берегли по-христиански, чтобы мы не воевали друг с другом за то, кто обладает большей степенью знания правды, кто ближе к истине, а кто дальше от истины, кто меньше знает о том, что произошло. Лучше хранить, беречь друг друга до того, как Господь все откроет».
Митрополит Евгений поблагодарил авторов и создателей памятника, всех, кому Господь «положил на сердце увековечить на этом месте память Николая Соколова».
В церемонии открытия памятника приняли участие его создатели — директор ПФК «Иристон» Р.С. Кокоева, представитель Православного общественного движения «Христианское доброделание» С.Ю. Федоров и представитель ФКУ «Уралуправтодор» К.В. Чиркунов, отметивший вклад в создание памятника А.В. Жукова.
Автор скульптуры — В.В. Сырейщиков. Бюст отлит из бронзы в г. Касли Челябинской области.
После открытия памятника владыка Евгений зачитал текст приветствия участникам церемонии, направленного потомками Н.А. Соколова, которые проживают во Франции. Послание передал руководитель центра «Судьба Династии» В.А. Винер.
«Из Франции, где следователь Соколов и его супруга нашли убежище, где Соколов ушел из жизни, их потомки — внуки и правнуки — присоединяются к памятному мероприятию, которое вы сегодня проводите в Екатеринбурге, в том месте, где он вел расследование убийства царской семьи. Мы остаемся верны его памяти и солидарны с эпитафией на его могиле: "Твоя правда — вечная правда"», — говорится, в частности, в послании Софии и Николая Рылон, внуков Н.А. Соколова.
***
Правительство адмирала А.В. Колчака в 1919 году поручило следователю по особо важным делам Омского окружного суда Н.А. Соколову (1882-1924) раскрыть тайну гибели семьи императора Николая II.
В введении Н.А. Соколова находилось и расследование обстоятельств гибели брата императора великого князя Михаила Александровича, сестры императрицы великой княгини Елизаветы Федоровны и иных страдальцев, замученных в Екатеринбурге, в Перми и под Алапаевском. Об этом Н.А. Соколов напишет на чужбине обстоятельную книгу и опубликует ее в Париже незадолго до своей скоропостижной смерти.