Новости митрополии

Митрополит Иоанн возглавил пленарное заседание Рождественских чтений в Казани 547

4 декабря 2020г.
Автор: По материалам пресс-службы Казанской епархии. Фото Ивана Трофимова

3 декабря в Казанском епархиальном управлении состоялось пленарное заседание регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Возглавил форум временный управляющий Казанской епархией митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

На заседании присутствовали епископ Елабужский Иннокентий, секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Андрей Лосык, благочинные города Казани игумен Пимен (Ивентьев) и протоиерей Владимир Пономарев, а также руководители епархиальных отделов.

По видеосвязи участие в форуме принимали епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий, секретарь Альметьевского епархиального управления протоиерей Иоанн Антипов, духовенство и руководители епархиальных отделов Альметьевской и Чистопольской епархий.

К участию в пленарном заседании были приглашены представители Министерства образования и науки Республики Татарстан и Министерства культуры РТ.

Открывая заседание, митрополит Иоанн выступил со словом:

«Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братья и сёстры!

История святой державы Российской насчитывает много веков. В последнее время мы видим, как совершаются духовные нападки на великую святыню — историю нашей России, когда нас превращают в «Иванов, не помнящих родства».

История наша насчитывает более 1 000 лет. На всём её протяжении, всего её течения, каждый из нас может почерпнуть великий духовный урок. История нашей страны священна, ведь Господь управляет ею. Русский человек не мыслит себя вне водительства десницей Господней. И мы видим, как Господь наказует нас за отступление от жизни по заповедям, и как милует нас, как Он возводит на свещницу управления державой тех людей, которые пекутся о целостности государства.

Сегодня мы с вами порассуждаем о подвиге, который совершил избранник Божий — святой благоверный князь Александр Невский. Своё служение он совершал не в лёгкое время, но в тяжелейшее, когда Святая Русь обезумела. Князья, родные братья восстали друг на друга, продолжались непрестанные войны между ними. Люди православные, посещающие один храм, имеющие кровное родство, в дьявольской одержимости разрушали святую Русь. И в это нелёгкое время Господь возводит на княжеский престол того, чья жизнь связана с Богом.

Мы именуем его воином, полководцем. В три года он сел на коня, получил лук и меч, осваивал ратное дело. Но одновременно он впитывал от отца своего князя Ярослава великое духовное наследие — святую веру. Он жил во Христе и со Христом, всецело уповая на Него. С детства он познал, что коня нужно готовить до брани, но победу дарует только Бог.

Когда князь Ярослав, в это смутное время посещавший ставку хана, был отравлен, на плечи Александра легло великокняжеское служение. Жизнь святого князя-воина мы видим — он не потерпел ни одного поражения в 12 битвах. Мы видим и его жизнь в Боге — ни на одну брань он не ходил, не отслужив Божественную литургию, не причастившись, отдавая себя всецело в руки Божии. В летописи мы читаем, что когда шведы вошли в устье Невы, полководец шведский Биргер написал: «Я уже здесь. Если можешь, сопротивляйся мне. Я покорю твою землю». Получив это послание, Александр пошёл в новгородскую Софию, молился за Литургией, причастился Христовых Таин и обратился к немногочисленной своей дружине со словами: «Если с нами Бог, то кто против нас? Бог не в силе, но в правде».

Господь даровал ему победу. Это великая духовная победа, – говорит историк протоиерей Михаил Хитров, – которая открыла для нас, что Русь святая прежде всего должна жить верой во Христа. Он — источник победы, источник возрождения.

После победы на Чудском озере Папа Римский Иннокентий IV послал своих легатов, опытных политиков, которые предложили князю Александру корону короля, материальную помощь и войска против язычников-монголов. Когда же ему было предложено взамен принять унию, изменить вере, он сказал: «Мы веру свою от апостольских времён храним, на Соборах защищённую, и не примем вашу веру, потому что мы — православные христиане».

Когда Александр стал великим князем после смерти Ярослава, он проявлял великую духовную мудрость. Отвергнув католичество, защитив от нападок Запада святую Русь, он отправляется в ставку Бату-хана в Золотую Орду. Совсем недавно князь Черниговский Михаил был там умерщвлён. Александр шёл на смерть, он причастился и соборовался, как перед кончиной, но не принёс жертву идолам. И Бату-хан за его твёрдость и мужество сохранил ему жизнь.

Да, князь пошёл на великие уступки, и началось иго на святой Руси. Но он добился, чтобы вера православная сохранилась, понимая, что только благодаря жизни по вере Христовой возможно освободиться и от внешнего врага и, самое главное, от внутреннего духовного, порабощённого человека, который не даёт народам Руси исполнять заповеди Господни и жить в братолюбии.

Хитров говорит, что великий подвиг совершил Александр, сораспявшись Христу. Князь сохранил духовный стержень Руси — Православие, Церковь Христову, которая затем объединила народы и освободила Русь от ига.

Святой благоверный князь был не только великим полководцем и политиком — прежде всего он был верным чадом Церкви. Когда наступило время его отшествия ко Господу — на земле его называли «Божьим человеком» — он принимает схиму с именем Алексий. Был земной человек, но соединился со Христом, Которого он любил, и смерть для него стала приобретением (см. Флп. 1:21).

Для нас, его наследников, живущих в пределах нашей державы, он является духовным образцом, какими мы с вами должны быть — верными Богу. В наше непростое время — это образец и для правителей, о чём они в первую очередь должны заботиться, и для нас, духовенства, как мы должны хранить святую веру, оберегая её от всякого посягательства. Для каждого человека он является проводником, собратом во Христе, который показывает, что у нашей державы есть тот живой ручей, который проходит через всю духовную историю святой Руси. И поныне, говорит нам старец Иоанн (Крестьянкин), он наполняется Божией благодатью. И каждый живущий на Руси через святую веру должен приобщаться ко Господу, черпать из этого источника благодати и хранить святую веру, не отдаляясь от Бога».

Затем митрополит Иоанн вручил награды сотрудникам Аппарата Президента Республики Татарстан, церковнослужителям и меценатам Казанской епархии. 

Далее были зачитаны приветствия от председателя Синодального ОРОиК епископа Бронницкого Евгения, Министра образования РТ Ильсура Хадиуллина и Министра культуры РТ Ирады Аюповой и прозвучали пленарные доклады: «Имя России: Александр Невский» (доктор исторических наук, профессор Светлана Никонова);  «Благоверный князь Александр Невский — пример святости и служения Отечеству» (первый проректор Казанской духовной семинарии протоиерей Алексий Колчерин).

Мероприятие транслировалось на портале «Православие в Татарстане».

Фотогалерея