Новости митрополии

Состоялось онлайн-совещание для сотрудников отделов религиозного образования и катехизации 405

2 декабря 2020г.
Автор: Виктория Сарынина, сотрудник ОРОиК Йошкар-Олинской и Марийской епархии

1 декабря под руководством председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Бронницкого Евгения состоялось онлайн-совещание для руководителей и сотрудников епархиальных ОРОиК.

Тема — «Проблемы обеспечения свободного информированного выбора и преподавания модуля ОПК в рамках предметной области ОРКСЭ и пути их решения».

В ходе онлайн-встречи были разобраны примеры наиболее распространенных трудностей, с которыми сталкиваются епархии при продвижении модуля Основ Православной культуры, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами, и представлены конкретные способы их преодоления.

Открыл совещание руководитель сектора приходского просвещения Синодального ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко). Он вкратце охарактеризовал ситуацию с выбором модуля ОРКСЭ, в частности Основ Православной культуры.

К обсуждению проблем подключился епископ Бронницкий Евгений. В его выступлении прозвучала важная мысль: «Мы не боремся за проценты, мы боремся за каждого ребенка. Главная задача – налаживать контакт с каждым учителем, директором школы, управлением образования».

Отец Геннадий озвучил цифры, связанные с выбором модулей ОРКСЭ, особо обратил внимание на выбор ОПК в 2020/2021 учебном году. Цифры, конечно, разные в разных епархиях.

В презентации, которую подготовил Синодальный ОРОиК, были отражены позитивные факторы, влияющие на процент выбора модуля ОПК:

1) положительное отношение большинства населения к изучению детьми Православной культуры в общеобразовательной школе;

2) активность епархиальных ОРОиК во взаимодействии со светской религиозной системой образования;

3) непосредственная работа епархиальных ОРОиК с родительским и педагогическим сообществами;

4) качество подготовки педагогов и учебно-методического обеспечения.

Однако были перечислены и негативные факторы, с которыми сталкиваются епархии при продвижении ОПК. Отец Геннадий назвал несколько блоков проблем, которые необходимо решать всем сообща:

- отрицательное отношение к преподаванию ОПК со стороны населения;

- фактическое нарушение со стороны органов управления и образовательных организаций к процессу выбора модуля;

- использование административного ресурса (директора школ, прямая разнарядка свыше, внутри и комбинация этих факторов).

В тех регионах, школах, где родители по тем или иным причинам лишены права быть законными представителями своих детей в образовательном процессе, нарушаются наиболее значимые принципы и религиозной, и гражданской жизни: кто-то лишает людей дара Божественной свободы; а с точки зрения законности и правопорядка, нарушаются гражданские права людей. В таком случае никакие, даже самые правильные слова не могут покрыть изначальную неправильную установку на навязывание людям чужой воли, насилие в вопросах мировоззрения.

Наиболее остро вопрос обеспечения свободного выбора ОПК продолжает оставаться в Башкирии, сохраняются проблемы в Татарии, еще в некоторых регионах, в отдельных школах.

Наша позиция по этому вопросу остается неизменной: право родителей священно, и их мнение в плане воспитания ребенка имеет приоритетный характер. Посягать на это не может никакое государство, никакая власть. И российский закон должен соблюдаться, поскольку это право уже закреплено у нас и Федеральным законом об образовании (ст. 87).

Необходимо указать и на такой негативный фактор, как прямой отказ от присутствия священнослужителям на родительских собраниях, посвященных выбору модуля ОРКСЭ. В письме Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ» сказано: «В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители соответствующих религиозных организаций».

Председатель Отдела религиозного образования Московской городской епархии, иеромонах Онисим (Бамблевский) поделился наработками в области духовно-нравственного воспитания и выбора модуля ОРКСЭ в совместной работе с учителями Основ Православной культуры. Так, в Московской епархии создана ассоциация учителей ОПК; в каждом городе открыты методические кабинеты; при храмах создана и успешно действует служба общественных методистов, чья задача - сопровождение курса ОРКСЭ, оказание помощи школьному учителю. Это может быть и консультация по вопросам содержания и организация экскурсии в храм и многое другое. В московском доме учителя работает лекторий для учителей, преподающих ОПК. Представители Церкви принимают участие в работе курсов повышения квалификации для учителей. Настоятели храмов принимают у себя педагогов, священники приходят на уроки, проводят работу с родителями.

В ходе совещания были заданы вопросы, на которые Председатель Синодального ОРОиК епископ Бронницкий Евгений постарался ответить.

Иеромонах Геннадий предложил провести еще дополнительно встречу по данной проблеме, обозначенной в повестке совещания. Владыка Евгений поддержал данную идею и предложил рассмотреть опыт Калининградской митрополии, можно сюда подключить и наработки Нижегородской и Ростовской епархий.