Актуальная аналитика

Оккультизм проникает в систему образования 3965

29 сентября 2018г.
Автор: Миссионерский отдел Рязанской епархии

Проникновение псевдорелигиозных учений в систему образования в настоящее время не является редкостью. К ним относится и система «Гуманная педагогика» Ш.А. Амонашвили, которая, невзирая на свое оккультное содержание, далекое от педагогической науки, активно внедряется в педагогических вузах. Проводят семинары представители центра «Гуманной педагогики» Ш.А. Амонашвили и в Йошкар-Оле.

В 80-е гг. XX в. Ш.А. Амонашвили прославился как педагог-новатор, его идеи вошли в вузовские учебники по педагогике. Однако с начала 2000-х гг. Ш.А. Амонашвили увлекся рерихианством, стал его активно пропагандировать и создал свою систему под названием «Гуманная педагогика» с ярко выраженным религиозным компонентом. Основные принципы «Гуманной педагогики» содержатся в трактате Амонашвили «Школа Жизни». Согласно данному трактату, ребенок — это «существо космическое» и «несет в себе величайшую энергию Духа», в ребенке есть некие «космические силы», и сам он (ребенок) есть «проявление Космоса в Микрокосмосе», а «Школа Жизни» «приобщает его к Духу Планетарному» и ставит своей целью «служение планетарной и космической эволюции». Конечная цель человеческой жизни, по Амонашвили, указывается таким образом: «совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком».

Квазирелигиозной тематикой пронизаны и другие книги Ш.А. Амонашвили. Так, например, его «Баллада о воспитании» открывается темой «новой расы» или так называемого «нового рода человечества» — это одно из основных понятий теософии, на основе которой сейчас строят свое учение практически все современные секты, особенно те, в которых напряжены апокалиптические ожидания. Идея заключается в том, что вот-вот наступит новая эра и зародится новая цивилизация людей, будто бы наделенных сверхспособностями: левитации, телепортации и т.д. В своей книге Амонашвили утверждает: «А теперь идет новое поколение людей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составят особую человеческую Расу». Также мы видим здесь рассуждения автора о «детях индиго», которые, по его мнению, «есть посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность» — те самые представители «новой расы». Все это вписывается в «Живую этику» Рерихов и теософию Блаватской, на что педагог-новатор и опирается в своем творчестве, но никак не может претендовать на научную педагогическую концепцию.

Еще больше псевдонаучных идей автор проповедует в рамках своих «открытий» в области лингвистики. Так, в «Школе Жизни» и в «Балладе о воспитании» мы видим претензию автора на некие новые «концепции» в изучении этимологии слов. Например, по Амонашвили, слово «воспитание» обозначает «питание духовной оси человека»: слово «ось», по его мнению, скрыто в приставке вос-, и само слово раскладывается как «в-ос-питание», тогда как слово «урок» раскладывается на «у+рок». Амонашвили делает следующее «открытие»: по его мнению, «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. <…> А РОК следует понимать, как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время». Автор полагает, что «изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы». «Такие же, мягко скажем, фантазии Амонашвили выдает за научные открытия применительно к словам «учитель» и «ученик»: «Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре — УЧ», — считает Амонашвили, — которое, со своей стороны, несет в себе два начала: У и Ч. Первое начало У <…> означает Ура, Свет, Логос, Слово, <…> Жизнь, Любовь, Бог (почему «У» обозначает Бога — автор не поясняет — Т.К.) Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух». И полбеды, если бы это были, действительно, авторские фантазии. Но Амонашвили абсолютно серьезно говорит о своих выдумках, которые повеселили бы любого студента-первокурсника, именно как о научных данных. Так, во Введении к «Школе Жизни» читаем: «Предлагаемый трактат есть попытка обобщить <…> результаты теоретических и научно-экспериментальных поисков <…> в русле общей теории гуманно-личностного подхода к детям в педагогическом процессе». Таким образом, возникает вопрос: как с «научно-экспериментальными поисками» сочетаются понятия «энергии Духа» и «Планетарного Духа»? Если речь идет о духах, то, может быть, Амонашвили создает новую религию? Кстати, в пользу этого предположения говорит и некий архитектурный проект Амонашвили: «Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремленности, Одухотворенности. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звездному небу», а также и то, что у Амонашвили есть свои «заповеди»: «Верить в безграничность Ребенка — он есть Микрокосмос»; «Верить в свои Педагогические Способности — «Я от Бога учитель»; «Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия». Каждый, конечно, волен верить во что угодно. Но тогда при чем здесь «научно-экспериментальные поиски»? Более того, возникает закономерный вопрос: не нарушает ли активное распространение нового оккультно-религиозного учения Амонашвили российское законодательство о светском характере образования в России?

Несмотря на то что, казалось бы, система Амонашвили была в свое время одобрена Министерством образования, в субъектах РФ зафиксирован реальный вред от ее распространения. Так, в Центр Иринея Лионского несколько лет назад обращались родители первоклассников одной из школ Калининградской области, в которой преподавала учительница, являвшаяся активной последовательницей Амонашвили. Она убеждала детей, что вскоре они достигнут такого уровня развития, что не будут нуждаться в пище, и вместо проведения уроков по учебным дисциплинам говорила детям о планетарных духах, космосе, вселенной и т.д. Родителями была инициирована проверка в этой школе, и учительница получила дисциплинарное взыскание.

Карпачева Татьяна Сергеевна, доцент кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат филологических наук, исполнительный директор Правового экспертно-консультационного центра г. Москвы.