Актуальная аналитика

А.В. Щипков: Наступило время прямого высказывания 487

9 ноября 2022г.
Автор: Патриархия.ru

«Идет война. Время эзопова языка ушло. Наступило время прямого высказывания», — заявил первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора политический философ А.В. Щипков в интервью телеканалу «Россия 24».

Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой, он рассказал о работе Российского православного университета, проведении XXIV Всемирного русского народного собора и представил свой взгляд на стратегию главы государства. Состоялся разговор о роли Церкви в государственном строительстве, об идеологии, разнице между диссидентами-восьмидесятниками и сегодняшними эмигрантами, среднем классе и месте иноагентов в информационном пространстве.

А.В. Щипков принял участие в еженедельной программе телеканала «Россия 24», в которой светские новости обсуждаются через мировоззренческую призму людей Церкви. 

Комментируя выступление Президента России В.В. Путина на XIX Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», А.В. Щипков отметил, что состояние неолиберального западного общества достигло той точки, когда выстраивание диалога с традиционалистской частью Евросоюза, которая выступает против зависимости от США, на сегодняшний момент является почти невозможным.

«Президент точно обозначил свою позицию — личную и как лидер государства, что Россия остается на традиционалистской позиции. У нас в стране четыре традиционные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм — все они базируются на традиционной нравственности, от которой отступают в Европе по причине доминирующей либеральной идеологии», — уточнил А.В. Щипков. Он напомнил, что попытка введения Конституции в ЕС так ничем не завершилась (договор о введении Конституции для Европы, подписанный в Риме 29 октября 2004 года, не вступил в силу), и даже обсуждение проекта документа привело в те годы к тому, что Евросоюз отказался от фразы о его строительстве на христианской основе.

Рассказывая о проведенном в конце октября XXIV Всемирном русском народном соборе «Православие и мир в XXI веке», Александр Владимирович разъяснил суть предложений, прозвучавших на его пленарном заседании. «Источником этики, источником нравственности является Бог. На это обратил внимание собравшихся глава ВРНС — Святейший Патриарх Кирилл. В стране 20% нерелигиозного населения, и в списке ценностей, перечисленных в Стратегии национальной безопасности России, упомянут гуманизм как философская концепция этой части жителей страны. Но, согласно опросам, в России 80 процентов религиозного населения, и люди разных конфессий считают источником нравственности именно Бога, а не человека, как утверждает гуманистическая философия». И если понятие гуманизма включено в Стратегию нацбезопасности, то, во избежание дискриминации верующих, необходимо ввести в этот документ веру в Бога — важнейшую ценность для 80% граждан России.  Конституция и Стратегия нацбезопасности — это идеологические документы, которые не только являются ориентиром для министерств и ведомств, но и формируют мировоззрение всего народа, подчеркнул аналитик.

Всемирный русский народный собор, главой которого является Святейший Патриарх Кирилл, — это не политическая, а общественная организация, напомнил А.В. Щипков. Однако на ее мероприятия приглашаются представители разных политических течений, поэтому на Соборах может идти речь на самые разные темы. Так, в этот раз с трибуны говорили о государственной идеологии, которая в реальности существует, но запрещена в 13-й статье Конституции РФ. На ВРНС звучали реплики о необходимости внести очередные поправки в Основной закон, поскольку без ключевой, а значит государственной идеологии, Россия не может благополучно развиваться. «Идеология существовала всегда, — отметил А.В. Щипков. — В 90-е это была рыночно-либеральная идеология, а с приходом Владимира Путина стали появляться традиционалистские, консервативные тезисы».

На вопрос ведущей, не нарушает ли Церковь светскости государства, влияя на законодательные процессы, А.В. Щипков ответил, что Церковь в России отделена от государства и не вмешивается в принятие политических решений, а предлагает свою точку зрения, оказывает мировоззренческое влияние. Это важно, поскольку политика всегда опирается на ту или иную шкалу ценностей. Также эксперт пояснил, почему глава государства уделяет много внимания вопросам традиционализма. «Президент в ближайшее время будет выстраивать политику, опираясь не на либеральные ценности, а на традиционалистические, поскольку большая часть населения придерживается традиционных ценностей. С 90-х мы опирались на меньшую часть населения, много говорили о политических правах, игнорируя социальные права, культурные права, цивилизационные права человека. В 2010-х годах произошел резкий поворот в сторону социальных задач. Ждем развития и в сторону защиты культурных и цивилизационных прав россиян».

Будучи первым проректором Российского православного университета, А.В. Щипков в настоящий момент одновременно усиливает и богословско-исторические направления, и культурно-социальные.  В этом учебном году он ввел в программу новые образовательные модули, которые позволят студентам глубоко разбираться в политических, геополитических, культурных, исторических, правовых и экономических процессах, происходящих в стране и мире. Среди курсов, введенных в программу, «Политическая география», «Геополитика», «Теория и практика духовного и информационного противостояния», «Политическая история России», «Культура, общество, политика», «Основы государственного и муниципального управления». Наряду с этим усиливается изучение таких дисциплин как «Священное Писание», «Православная антропология», «Каноническое право», «История Русской Православной Церкви», «Нравственное богословие», «Агиология» и иных, которые могут быть полезны будущим юристам, журналистам и психологам, обучающимся сегодня в РПУ.

В ходе программы А.В. Щипков выразил согласие с инициативой секретаря Совета безопасности России Н.П. Патрушева о необходимости корректировки миграционной политики. Александр Владимирович рассказал, что проходил срочную службу в Туркестанском военном округе и знаком со среднеазиатским менталитетом. Мигранты, даже если они получили российское гражданство, в случае какого-либо конфликта будут выполнять приказ своего родного государства, где они служили и принимали присягу, подчеркнул А.В. Щипков. Также он отметил, что миграционные потоки изменились, и не нужно забывать об украинцах, приехавших в Россию, — как с точки зрения безопасности, так и в отношении адаптации мирного населения.

Что же касается покидающих страну россиян, то переживать об этом не стоит, уверен аналитик: «Мы не погибнем без этой маленькой горстки людей, к тому же после СВО в ближайшие пять-десять лет произойдет смена элит, ротация, и на смену уехавших с российскими дипломами людей придут новые молодые специалисты, которых подготовим в том числе и мы в Российском православном университете». Кроме того, в мирную жизнь включатся офицеры, которые участвуют сейчас в операции на Украине, а это люди, по словам Александра Владимировича, с превосходным образованием.

Екатерина Грачева напомнила, что А.В. Щипков и сам был диссидентом в советские годы. Однако Александр Владимирович отметил, что скорее относит себя и своих единомышленников к православным подпольщикам. Диссиденты ставили задачу смены политического режима и добивались права свободного выезда из СССР. А православные подпольщики добивались права свободного исповедания веры своих отцов и соблюдения конституционного права на свободу совести и не хотели уезжать из России.

Что же касается опасений, связанных с покиданием России среднего класса, который принято считать наиболее активной, деятельной частью общества, то за это переживать не следует тем более, уверен А.В. Щипков. «Это фикция. Нет в России никакого среднего класса, нет никакого его авангарда в виде НКО, — сказал он. — Средний класс сконструирован в Америке в тридцатые годы прошлого столетия как противовес революционному рабочему классу. Таким образом, им удалось избежать революционного катаклизма».

Время прямого высказывания, как назвал его в телевизионной беседе А.В. Шипков, не допускает в нынешних решениях никаких полутонов, ибо ситуация требует категоричности. По этой причине эксперт поддерживает предложение депутатов Госдумы об отключении граждан, признанных иноагентами, от российского информационного поля, а также приветствует инициативу министра финансов А.Г. Силуанова о налогообложении для покинувших Россию граждан, которые продолжают работать в российских организациях и компаниях и сегодня полностью освобождены от налогов.