Публикации
Иконка на камне с Иордана 3594
Жизнь учит, что нет в ней случайностей. В дни праздника Крещения Господня мы с сестрой достали из футляра иконку на камне, принесенную бабушкой Гликерией с Иордана, из пешего путешествия к Святой Земле. Стали вспоминать своих родных, родителей: отца, мать, бабушку… Пили крещенскую святую воду… Пели тропарь «Во Иордане»… И вновь и вновь говорили о нашей бабушке, Гликерии Никитичне Черновой, ушедшей из жизни давно и оставившей семейную святыньку, напоминающую нам о Богоявлении в крещенский день на Иордане.
В советское время эта икона тайно хранилась в жестяном сундучке, укрытом в печи для просушки снопов в саду дедушки, в селе Усола Горномарийского района. С ним бабушка Гликерия Никитична ходила пешком в Иерусалим в 1910-1917 годах. Об этом сундучке и его содержимом наша мама знала, так как все, что в нем было, видела, в руках держала. В лихие годы, на Крещение, когда храм в Усоле был закрыт, она с благоговением и церковными песнопениями опускала иконку на камне с Иордана в воду. Мама хорошо пела крещенские молитовки — узнала их в детстве, в Николинской церкви в Виловатово, — а потом, после 1925 года, в замужестве, те церковные умения — детские, юношеские — закрепила под опекой свекрови.
Бабушка, Гликерия Чернова, была певчей в двух церквах: в Троицкой — в Малом Сундыре, и в своей родной — Сошествия Святого Духа на апостолов, в Усоле. В родном храме она была еще и старостой до его закрытия. Молилась у его стен до разрушения. Церковь та была особенно памятна, поскольку отец, Никита Петрович, участвовал в ее постройке. Доставал на косогорах близ села Усола камни своими трудами: с помощью лома, кирки, огненных печей для расколки. Привозил на своей лошади, на волокушах огромные: твердые — для основания храма, мягкие — для извести и побелки стен… Помнится, бабушка и нам об этом рассказывала… Она прожила долгую жизнь, поэтому воспоминания уходили в предреволюционные годы. А ушла из жизни ранней осенью 1950 года, и тогда ее истории мы уже воспринимали осознаннее.
В крещенские дни бабушка доставала из своего сундучка иконку на камне с Иордана, и все домашние начинали петь праздничные молитвы: тропарь, кондак, величание. После смерти бабушки эта традиция перешла к маме, она тоже без запинок пела все нужные молитвы, а мы с сестрой — учились. Я, совсем маленькая, внимательно смотрела на все происходящее, разглядывала эту маленькую, размером с детскую ладошку, иконку. При огне свечи ее глянцевые цветные краски светились искрами, и эта семейная святынька для меня словно бы становилась частью Иордана. Икона будто бы излучала благодать, и я боялась дотронуться до нее, дыхание прятала в себе, чтобы не потушить не только свечку…
В 90-е годы XX века родственники внучки Гликерии Черновой от второго сына, Кузьмы, достали из тайника походный сундучок бабушки и обнаружили ее священные сокровища, столь долго и скрытно хранимые. Мы же — внучки от старшего сына бабушки, Тихона, — гораздо позже, когда выросли и учились в институтах, увидели часть содержимого. Нам передали иконку на камне и, кроме нее, письма, адресованные Гликерии Черновой и полученные ею из церквей, монастырей Святой Земли. Они подписаны теми священниками, которые служили там в те давние дореволюционные годы. Всего этих писем пять — больших, в четыре страницы: из церкви-монастыря Сорокадневная гора (1912) два, по одному из храма при Силоамской Купели (1914), из монастыря у Колодца Иакова в Самарии (1912), из Страстного монастыря Претории (1912). И с ними хранились две квитанции, выданные Гликерии в монастыре Сорокадневная гора.
Готовясь к своему пешему походу на Святую Землю, бабушка получила 10 августа 1908 года письмо-приглашение из Казанской епархии за подписью благотворительницы Акулины. В нем рассказывалось о монастыре Сорокадневная Гора, а также сообщалось о решении Патриарха Дамиана воздвигнуть при обители другой священный храм — на самой вершине горы, куда диавол возвел Господа Иисуса Христа, чтобы показать Ему царства мира, — на строительство которого нужны были немалые деньги. На приглашение-просьбу откликнулись богомольцы из церкви Сошествия Святого Духа (с. Усола) — в дореволюционное время церковь эта относилась к Казанской епархии. О содержании письма-приглашения посетить Святую Землю и содействии сбору денежной помощи на строительство нового храма на Сорокадневной горе сообщалось и в благодарственном письме за подписью отца Авраамия. Его бабушка получила в 1912 году, поскольку в фонд церкви внесла какие-то посильные суммы.
Желание бабушки Гликерии посетить Святую Землю было очень велико. К слову, младшего сына Кузьму ей пришлось оставить у своих родителей, когда в 1910 году она отправилась в пешее путешествие в Иерусалим. А когда она вернулась в 1917 году, мальчик подрос и не узнал маму.
К обителям Святой Земли шла наша бабушка с верой, убеждением, что Бог все уладит, если разумно, чисто помолиться, хранить себя от грехов, соблазнов. Скажем, об умении молчать она знала твердо, нас тоже учила, когда приходили поделиться, даже строго с нами разговаривала, укоряла за беспечность. Мы с младшей сестрой Надеждой понимали, конечно, что от нас родные требуют, но привыкли жить по своей воле, хотя порой и припоминали наставления старших. Ныне наш возраст уже перешел бабушкин, кое о чем стали задумываться: можем себя спрашивать, как молимся, как поем, читаем псалмы… Будто из глубокого сна возвращаемся, и наши телесные глаза видят на иконке из камня со Святой Земли то, что было тогда и что сегодня происходит в нашей жизни так, как было во времена Крещения Христа в Иордане. И молитвы говорят об этом событии в земной жизни Иисуса, и Писание повествует, только наша косность мешает нам проникнуть в ту тайну Крещения.
Вот же, на иконе из камня, святые образы, нанесенные искусным мастером-иконописцем масляными красками, — картинка-эпизод из жизни Христа. Вот берег Иордана в зелени кустарников. На берегу Креститель Иоанн с длинным крестом в левой руке, правая — приподнята над головой Иисуса. Сам Сын Божий — по грудь в водах, над Его головой парящий в воздухе голубь — Дух Святой, утверждающий слова Бога Отца о Возлюбленном Сыне… Здесь наглядно показано Триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Все эти образы с бабушкиной иконки на камне с Иордана художником переданы ясно, доступно, тонко, красиво, с чувством благоговения перед происходящим. Глядя на эту семейную святыньку, мысленно прохожу по словам молитв — тропаря, кондака, величания. Свой рассказ хочу завершить молитвой-величанием празднику Крещения Господня: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».