Публикации
Новая жизнь старинного храма 1369
29 июля в Сретенском храме села Азаново состоялось освящение двух боковых приделов – в честь образа Пресвятой Богородицы «Казанская» и во имя преподобного Сергия Радонежского. Чин освящения совершил митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.
– Наконец-то, после 70-летнего поругания святыни, в селе по милости Божией появилось духовное сердце. Благодать Божия освещает все концы света, питает, согревает. Сам Господь покрывает всех любовью, жизнь в селе в полноте утверждается, – отметил владыка Иоанн. – Пусть же каждый из нас, став участником сегодняшнего священнодействия, хранит в сердце этот бесценный дар: Царица Небесная явила нам свою милость, помогла создать дом Божий. Ведь мы все – только руки Пречистой, ее служки…
По окончании Божественной литургии в новоосвященном Казанском приделе сотрудники редакции «Мироносицкого вестника» пообщались с настоятелем Сретенского храма иереем Артемием Промович, его супругой матушкой Ольгой и со старостой прихода Алевтиной Ятмановой.
Страницы истории
История Сретенского храма в Азаново ведется с 1745 года, когда в селе появилась деревянная церковь. А в 1801 году, 220 лет назад, на ее месте был воздвигнут каменный трехпрестольный храм. Прихожан до революции здесь насчитывалось более трех тысяч, на территории прихода действовали несколько церковно-приходских школ.
К сожалению, в советские годы старинный храм постигла печальная участь: в марте 1940 года он был закрыт. В здании поочередно размещались различные склады, хранили зерно, одно время здесь была мастерская по ремонту автотракторной техники. А в 80-х годах оно вовсе было заброшено и быстро разрушалось…
Восстановление Сретенской церкви началось уже после образования Йошкар-Олинской епархии. Средства собирали прихожане, оказывал помощь госплемзавод «Азановский» во главе с директором Михаилом Голубевым.
– В 1995 году, когда начались первые работы, у храма даже крыши не было, – рассказывает Алевтина Ятманова, которая уже 20 лет несет послушание старосты прихода. – Сначала здесь служил отец Сергий Кожевников, потом его перевели на другой приход. А к нам начали по очереди ездить священники из Семеновки: отец Виталий Кузнецов, отец Павел Орлов, отец Александр Бачурин. В 2001 году настоятелем храма был назначен отец Николай Егошин, а меня односельчане избрали старостой.
Много было и трудов, и слез, и радости. Ничего вначале не было – пусто и в храме, и на колокольне, птички летали… Бегала, искала сварщиков, рабочих, материалы. И к кому бы я не обратилась за помощью, никто не отказывал – хоть мужчины, хоть женщины. Прибегу в кузницу, прошу ребят сделать то одно, то другое – они придут в храм, размеры снимут, все сделают как надо. Бабушки очень помогали, потом и помоложе женщины, мои коллеги, стали присоединяться. Я тогда трудилась кассиром в совхозе, 30 лет там проработала. Бывало, что приходилось с работы отпрашиваться – в храме надо было быть, помогать здесь. Не все, конечно, это понимали – бывало, сложности возникали. Но с Божией помощью все обошлось, все вытерпела…
Когда начал формироваться приход, даже появилась воскресная школа. То ли от радости, то ли от любопытства в нее начали ходить более тридцати детей. Но, к сожалению, проработала она только год. Но мы надеемся, что скоро школа откроется вновь…
Восстановительные работы в храме тем временем потихоньку продолжались – в 2013 полностью поменяли кровлю, в 2014 – газифицировали.
Последний большой ремонт был в 2018 году – провели отделочные работы, заштукатурили потолок и стены, поменяли полы, оконные рамы. Заменили отопительное и электрическое оборудование в храме. Благотворителем выступила птицефабрика «Акашевская».
Новый настоятель
В октябре 2020 года настоятелем Сретенского храма был назначен иерей Артемий Промович. Его неиссякаемая энергия дала приходу новый импульс, стало больше помощников, нашлись и благотворители.
– Селяне очень рады, что к нам приехал такой молодой и энергичный батюшка, – продолжает рассказ староста Алевтина Ятманова. – Народу в церковь стало ходить больше: и в будние дни на праздники приходят, и по воскресеньям храм полон. Даже из Йошкар-Олы приезжают к нам. На причастие приводят очень много детишек, крестины бывают почти каждое воскресенье. Конечно, это очень радует, что на смену нам приходит новое поколение.
Помогают храму многие – и добровольцы есть, и жертвователи. Раньше зимой в домик, где располагается трапезная, ходили по очереди ходили печку топить, а сейчас приобрели электрообогреватели. Даже снегоуборочную машину нам подарили – а то вручную кидать приходилось…
Местные жители помогать приходят все, кого позовем – учителя, воспитатели, пенсионеры, молодежь. Сейчас стройка идет, восстанавливается главный алтарь. Рабочих много – строители и маляры приезжают из Йошкар-Олы. Женщины-маляры к вечеру уезжают обратно, а строителям мы здесь снимаем квартиру, чтобы они могли сэкономить время и быстрее закончить работы. Готовим для них еду и кормим в трапезной храма.
– Первостепенная наша задача была – подготовить хотя бы один придел к великому освящению, – вспоминает настоятель храма священник Артемий Промович. – Ведь после многолетнего разрушения и осквернения храм не был освящен. И мы всем приходом, нашим активом, поставили перед собой цель – в кратчайшие сроки привести в порядок правый придел в честь Казанской иконы Божией Матери, чтобы его освятить.
Стали искать средства, собирать пожертвования на иконостас, на утварь, на ремонт. Помогли нам и ЗАО «Семеновский» во главе с гендиректором Александром Сергеевичем Козыревым, и фирма «Акашевская», и другие благотворители. И, по милости Божией, удалось сделать даже больше, чем задумывали! Восстановили сразу два придела, еще левый в честь преподобного Сергия Радонежского. Оба иконостаса установили мастера из Самары, они же изготовили резную утварь. Иконы нам прислали из Псковских Печор, настенные киоты – из Данилова монастыря в Москве, напольные киоты – из Ульяновска, светильники – из Воронежа, богослужебную утварь – из Сергиева Посада. В общем, с миру по нитке – полстраны поучаствовало!
На колокольне было три небольших колокольчика, что маловато для такого храма… Слава Богу, трудами одного из благодетелей отлили большой благовестник в 450 кг – в честь 220-летия храма, которое празднуется в этом году, и малый благовестник в 130 кг – в честь недавнего освящения двух приделов. На этом колоколе изображена Казанская икона Божией Матери и икона преподобного Сергия. Добавилось и малых колоколов.
Стройка сейчас в разгаре – и ограду возводим церковную, и территорию приводим в порядок, и хозяйственное помещение с теплым санузлом строим… Все эти бытовые вещи занимают немало сил и времени, – продолжает батюшка. – Но главная наша цель – восстановить центральный придел в честь Сретения Господня. Здесь было все завалено мусором, кирпичами. Прихожане много помогали – вывозили хлам, расчищали кирпичные завалы.
На восстановительные работы заключили договор с фирмой «Реммастер» – это единственная организация в нашей республике, которая имеет лицензию на восстановление памятников архитектуры. Рабочие установили опалубку под кирпичный свод, готовы приступать к кладке. Сроки сжатые – планируем к ноябрю закончить. Будет новая кровля, кресты. На колокольне крест уже заменили – сделали его по подобию старинного креста, о котором помнят старожилы… В общем, думаю, что в ближайшие несколько лет мы будем заняты строительством и благоустройством.
К сожалению, не получится воссоздать исторический облик храма, мы отправляли запросы в архивы, но сведений никаких не осталось – ни чертежей, ни фотографий. Поэтому взяли за образец один из московских храмов, который более всего подходит по внешнему виду. Там сохранились арочные своды, которые и раньше были и у нас в трапезной части, – своды Монье, названные так по имени французского изобретателя железобетона. Это очень интересный архитектурный прием: на металлическом швеллере под потолком по всей длине формируются небольшие арки, получается волна. Я узнавал, можно ли восстановить такой свод в нашем храме, но это очень дорого, пока мы не потянем…
Трудами и молитвой
Конечно, все строительные работы ведутся параллельно с богослужениями. Без этого никак – храм без молитвы не встанет! Божественная литургия – это главное.
– Службы у нас совершаются довольно часто, порой три-четыре Литургии в неделю, – подчеркивает отец Артемий. – Ввели мы и новую традицию: каждый месяц совершать в один из будних дней ночную Божественную литургию на память какого-либо особо чтимого святого, которого выбираем в месяцеслове. Для людей это и радость, и утешение. Ночная служба – это особая атмосфера, особый молитвенный настрой. К тому же, это удобно для работающих – они имеют возможность перед работой прийти помолиться, исповедоваться, причаститься. Прихожанам эти службы очень полюбились – каждый раз собирается не менее 30-40 человек – для села это неплохо.
К таким ночным службам я привык, когда учился в семинарии при Сретенском монастыре в Москве. Постоянной прихожанкой там была и моя будущая супруга Ольга. В Сретенской обители ночные Литургии – это укоренившаяся традиция, практически каждый день совершается такая служба, потому что храмов и приделов там храмов много. Есть выражение: «День для труда, ночь для молитвы». И мы как-то к этому были приучены. Действительно, очень удобно: ночью помолился, причастился, а днем трудишься, времени для дел много…
– Люди очень полюбили такие службы, постоянно спрашивают, когда же будет следующая ночная Литургия, – подключается к разговору матушка Ольга Промович. – Ночью приходят не только бабушки, которые бывают на всех службах, но и рабочие люди – целыми семьями, жены с мужьями, молодежи больше стало. Ведь не у всех есть возможность прийти днем, кто-то по сменному графику и в воскресенье работает…
Вначале бывало, что некому было петь и читать на клиросе, – вспоминает матушка. – Как-то раз служили всенощное бдение накануне дня памяти святителя Николая. Накануне прихожане собрали деньги, заказали писаную икону святителя Николая, как раз ее к празднику доставили в храм. Народу пришло много – всенощное бдение с литией и раздачей хлебов здесь служится не часто… И вот, пора начинать службу, а на клиросе никого! Батюшка вышел из алтаря, повернулся к народу, объяснил ситуацию, попросил прощения – и сам встал на клирос, который располагался тогда посреди храма. И так он всю службу: с клироса в алтарь, с алтаря на клирос… А во время помазания и раздачи хлебов в храме была тишина, потому что никто не мог читать праздничный канон. Батюшка прочел его сам уже после полиелея…
Потом уже нам подсказали, что в православном образовательном центре работают курсы псаломщиков и певчих – слушателей там обучается много, и им нужно место для практики. Договорились с батюшкой, и к нам начали приезжать несколько курсантов. И более полугода наши богослужения и праздники проходят при помощи вот этих ребят, которые все делают на энтузиазме, имея доброе сердце и желание помочь храму. И пасхальные службы пели, и великопостные, и праздничные. И даже накануне освящения храма вечером пели, хотя для них это первый опыт. И для нас это тоже первый опыт был… Но служба прошла празднично, торжественно.
Среди сельских жителей у нас тоже есть несколько женщин, которые участвуют в пении, но регентует обычно Виктория Кунаковская, она из курсантов. Сейчас получается, что трое девушек-практикантов приезжают из города, и три женщины – наши прихожанки, которые очень давно ходят в храм. Так они то втроем, то вшестером поют: нет клироса – нет службы. И это неоценимый вклад в жизнь прихода.
Долгожданная радость
Освящение приделов храма для жителей села стало несказанной радостью – этого события люди ожидали 20 лет…
– Я смотрю на наших дорогих прихожан, и даже не верится, что они могли так долго ждать, не теряя надежды! – удивляется матушка Ольга. – Для меня 20 лет – это больше половины моей жизни… А они не угасали ни на минуту ни в вере, ни в трудах – сколько им пришлось претерпеть! Одна прихожанка, 83-летняя Раиса Моисеевна, как ребенок, уповала на Господа, безгранично доверяла Ему – и сбылись чаяния…
И другие наши бабушки говорят: мы летаем! Они спешат, как на крыльях, на службу, в храме возносятся душой ко Господу, со службы радостные полетели домой… У них уже нет ни усталости, они забыли про свои болячки, житейские невзгоды – храм наполнил их жизнью, Божией благодатью! Я раньше не имела опыта общения с такими людьми, хотя в храме с детства… А они – наши прихожане – все такие! Это для меня стало радостным открытием.
Наша староста – Алевтина Даниловна – помоложе, но у нее огромная нагрузка, и она тоже ни на минуту храм не оставляет. Все, что было в ее силах, она к нашему с батюшкой приезду в село сделала по максимуму. Для женщины это все сложно, неподъемно: стройка, хозяйственные вопросы. Но они с приходским активом находили людей, что-то сами делали, даже крышу, как могли, перекрывали… И сейчас трудятся неустанно, помогают.
– Да, освящение приделов, безусловно, большая радость, но это только начало, – подчеркивает отец Артемий. – Первый этап мы, с Божией помощью, пережили, подготовили приделы, освятили, но труды никуда не делись. Каждый день – хлопоты, голова мыслями о стройке забита: кирпичи, щебень, цемент, песок, железо… И, конечно, нужен постоянный контроль – приходится каждый день ездить из города на приход. Бывали такие дни, что выезжать из храма обратно в Йошкар-Олу получалось не раньше, чем в 2-3 часа ночи. Особенно перед Пасхой, когда устанавливали первый иконостас. Его ставили на Страстной седмице, и параллельно приходилось каждый день служить.
Но все-таки, несмотря на большую нагрузку и массу забот, настоятельские труды доставляют мне радость! – признается батюшка. – Я по складу характера такой человек, что мне нужно постоянно что-то делать. И у меня перед глазами живой пример – протоиерей Евгений Кутырев, который оказал большое влияние на мое воспитание, мой путь к Богу. Отец Евгений восстановил далеко не один храм, и по сей день весь в трудах, хотя в сентябре ему 80 лет будет! Все делает и делает. И Господь, действительно, помогает! Главное – прикладывать усилия по максимуму, насколько это возможно.