Публикации
Под покровом Богородицы 1742
13 ноября настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Упша Оршанского района протоиерей Михаил Нехорошков отметил 70-летний юбилей. В интервью нашему журналу он рассказал о своем пути к Богу, о возрождении старинного храма, где служит почти три десятилетия.
– Отец Михаил, где вы родились? Расскажите, пожалуйста о вашей семье.
– Родился я здесь, в Оршанском районе – километрах в двенадцати от Упши, на железной дороге, был большой лесоучасток, где проживало более 500 человек. Отец работал лесником, мама – учительницей начальной школы, нас – детей было шестеро. Были еще у нас в семье две бабушки – Мария и Александра, глубоко верующие: они нас, ребятишек, всегда на церковные праздники собирали, и пели с нами каноны.
И сейчас, когда совершаются праздничные службы в храме, я с теплотой вспоминаю моих бабушек – они были совершенно неграмотными, не умели ни читать, ни писать, а молитвы и каноны знали наизусть, и очень хорошо пели.
Знаю еще, что мой дед был в храме в селе Пектубаево казначеем, а прадед – старостой. Но их я при земной жизни не застал…
В доме нашем, помню, всегда стояли иконы, несмотря на безбожное время. Храм ближайший был в Кучке, в 20 километрах. Бабушки иногда все же ходили туда, хотя добираться было тяжело – ни дорог, ни транспорта. Но чаще ходили в деревню Гусево – это поближе. Там жил иеромонах Нил – видимо, после закрытия в стране монастырей он приехал туда, к родственникам. Отец Нил служил на дому, совершал Литургию, люди приходили… Бабушки и нас – ребятишек брали туда причащаться.
Иеромонах Нил избежал репрессий, мирно отошел ко Господу. Иногда я бываю у него на могилке в Гусево, служу панихиды…
– Где вы учились, работали?
– На лесоучастке я окончил начальную школу, потом учился в восьмилетке в деревне Головино, а среднюю школу заканчивал в Оршанке, куда мы переехали с лесоучастка. После школы махнул на Дальний Восток, поступил там в мореходку. Но быстро понял, что это не мое, и вернулся. Поступил в Саратове в училище на механика. Через два года окончил и пошел в армию, служил в Оренбургской области, механиком в авиачасти.
Вернувшись после армии домой, в Оршанку, работал в разные годы строителем, водителем, на заводе электриком. Женился, родились две дочки и сын. Сейчас уж внуков семеро и правнук есть… Семья – это надежный тыл.
– А как вы пришли к служению Церкви?
– Так получилось, что в 91-м мне по работе пришлось менять электропроводку в Сретенском храме села Кучка. А после завершения работ настоятель, ныне покойный протоиерей Игорь Николаев, пригласил меня помогать на службах, научил читать Апостол. Так я стал пономарить, а через некоторое время отец Игорь предложил рукополагаться в диаконы. И вот, в начале 1992 года епископ Казанский и Марийский Анастасий рукоположил меня в диаконский сан.
Полгода я прослужил диаконом в селе Кучка, а когда после долгого перерыва открылся Покровский храм в селе Упша, епископ Анастасий вызвал меня в Казань, рукоположил в сан священника и направил в Упшу. Было это в июле 1992 года. И до сих пор я служу в этом храме Покрова Пресвятой Богородицы.
– Когда вы ездили в Казань на священническую хиротонию, наш владыка Иоанн – в то время молодой иеромонах – был секретарем Казанского епархиального управления. Довелось там с ним встречаться?
– Конечно, я его хорошо запомнил – он меня еще поучал: мол, ты слишком скромный, говоришь так тихо. Давай, развивай голос, погромче говори – ты же теперь батюшка!
– Расскажите немного о Покровском храме – он ведь старинный…
– Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Упша была построена в 1746 году. Когда здание обветшало, вместо него в 1823 году был построен каменный храм, который стоит по сей день. Была до революции при храме и церковноприходская школа.
В старину Покровский храм был богатым – через Упшу проходил тракт из Казани в Санчурск, по которому ездило много купцов. Купцы посещали храм, молились, брали благословение у батюшек на успешную торговлю, вносили немалые пожертвования… Но из этих средств в храме оставалась лишь самая малая часть – все шло на миссионерскую работу, строительство в округе новых церквей. Благодаря этой помощи были основаны храмы в Оршанке, Шулке, Табашино… Сам же Покровский храм жил очень скромно – даже стены в нем не расписывались никогда, из экономии. Я, когда приехал в Упшу, даже удивился – такой старинный храм, и без росписей! А сельские старожилы объяснили, в чем тут дело.
– В богоборческое время храм был закрыт, вновь богослужения здесь возобновились только через полвека… Сложно было начинать все заново?
– В начале 90-х уже особых препятствий со стороны властей не было. Здание храма, слава Богу, сохранилось неплохо – спасло то, что здесь никогда не хранили никакие химикаты, удобрения. Тут был колхозный зерносклад, потом хранились запчасти для тракторов, поэтому кирпичные стены остались неповрежденными. Внутри, конечно, работы было много – тут и пригодились навыки, ранее полученные мной на стройке…
В плачевном состоянии была и дорога в село – точнее, совсем ее не было… Помню, как я, еще до служения Церкви, работал шофером – и чтобы добраться от Оршанки до Упши, приходилось иногда потратить целый день, машина застревала… А теперь – 20 минут езды!
Жители Упши меня приняли сразу как своего, тепло. Видимо потому, что я местный уроженец, их земляк. Не скрою, службы поначалу совершать мне было непросто – книг богослужебных не хватало, да еще опыта нет… А когда в 1993 году образовалась наша Марийская епархия, владыка Иоанн постарался обеспечить сельские приходы необходимыми книгами.
Отстраивали храм, с Божией помощью, всем миром. Восстановили малый придел. И в конце 1995 года епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил его в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
– Каков состав прихода храма?
– Когда возобновились богослужения, в храм ходили только пожилые люди, молодых не было совсем. Сейчас – наоборот, молодежи больше, у пожилых уже не хватает сил стоять в храме…
Раньше рядом с храмом был детский сад, с воспитательницей которого у меня сложились добрые отношения – и по праздникам она приводила ребятишек в храм пообщаться со мной. Помню, поговоришь с ними, расскажешь о празднике, подаришь каждому по свечке, чтобы поставили перед иконой, – а они слушают так внимательно, очень им нравится… Сейчас эти ребята кто в старших классах учится, другие закончили школу и разъехались кто куда. Но когда встречаются со мной, берут благословение на учебу, на службу в армии, спрашивают совета – как поступить в той или иной жизненной ситуации… Некоторые, отслужив в армии, остались на сверхсрочную: я с детства им говорил, что защищать Родину – святое дело.
Так получилось, что среди постоянных прихожан немало жителей Оршанки, Большой и Малой Орши. Местных меньше – это проблема многих сельских приходов: люди радуются, когда храм в селе открывается, особенно такой старинный, который их прадеды строили. И считают, что достаточно того, что они живут рядом, как бы под покровом церкви, под защитой. А на службы ходят редко… Чаще люди едут оттуда, где храма нет, как в Орше. А в Оршанке, хотя есть свой хороший храм, некоторые верующие постоянно ездят в Упшу – полюбили нашу сельскую церковь, с приходом сроднились.
– Часто, когда храм восстанавливается, местное население приносит туда иконы, которые удалось сохранить от безбожных властей. У вас так было?
– Да, в Покровском храме тоже не оставалось ни одной иконы – то, что есть сейчас, возвращали люди, спаси их Господи! Много икон принесли, из разных деревень. Например, большую икону целителя Пантелеимона везли из Кировской области 20 километров на велосипеде… Ее и еще несколько больших храмовых икон я берегу для алтарного иконостаса главного, холодного придела, где пока продолжаются реставрационные работы. От главного придела сохранился и древний престол – он тоже ждет своего часа.
– Республиканское министерство культуры обещало по возможности выделить средства на завершение восстановления старинного Покровского храма…
– Надеемся и ждем. Может, к 200-летию храма, которое будет отмечаться в 2023 году, что-то решится, Бог даст… А пока полностью отстроен только малый, теплый придел – здесь и совершаются богослужения. В более просторном холодном приделе под главным куполом сейчас основная задача – восстановить крышу. Рассчитывали в нынешнем году завершить эту работу, но пандемия сдвинула все сроки…
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о святых источниках, которые расположены недалеко от Покровского храма. За целебной водой туда едут не только из Оршанского района, но и из Йошкар-Олы, и из Кировской области…
– Да, у нас есть два ключика – один, у пруда рядом с храмом, освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Здесь были даже случаи исцеления: помню, лет десять назад одна моя знакомая, которой была назначена операция на щитовидке, несколько раз окатилась водой из святого родника – и полностью выздоровела…
Другой ключик – в полукилометре от храма, в овражке. Его облагородил, по благословению владыки Иоанна, местный житель Сергей Мамаев. Владыка приехал – и освятил источник в честь преподобного Сергия Радонежского.
Теперь на праздники, связанные с преподобным Сергием, ходим туда совершать водосвятные молебны. Есть там и две купальни – взрослая и детская, народу там всегда немало. На Крещение Господне освящаем здесь иордань, много людей собирается – дело в том, что в Оршанке крещенскую прорубь обустраивают не каждый год, бывает, что лед тонкий, опасно. А наш источник официально открыт для купаний, дежурят медики, полиция…
– Радует, что в Оршанском районе сельских храмов немало, и священники живут дружно!
– Так получилось, что я тут постарше всех и по возрасту, и по сроку служения… И наш Владыка порекомендовал другим батюшкам, хотя и более образованным, обращаться по небольшим вопросам ко мне за советом – чтобы постоянно-то в Йошкар-Олу не ездить… И вот, они приходят, обсуждаем различные приходские ситуации, обмениваемся опытом.
И еще, конечно, сдружил нас Успенский крестный ход, который проходит в конце августа по Оршанскому району. Традиции этой уже более десятка лет: за неделю проходим с различными иконами Божией Матери путь длиной в 110 километров – от Красной Речки до Великополья, во всех храмах района совершаем богослужения. Совместная молитва очень сближает!
– Батюшка, благодарим за беседу. Помощи Божией вам в труде. Надеемся, в ближайшие годы Покровский храм засияет во всей красе!
Беседовали Людмила Протасова и Марина Бикмаева