Публикации

В семье нет чужих 2300

30 октября 2020г.
Автор: Наталья Кулишова, «Мироносицкий Вестник» №9 2020 год

В многодетной семье священника Сергия Князева, настоятеля храма Рождества Христова села Пайгусово Горномарийского района, и его супруги Анастасии, регента церковного хора, приемных детей больше, чем своих.

Домашний очаг

Небольшой дом Князевых примостился в самом конце улицы, возле оврага, в так называемой нижней части Козьмодемьянска. Новенький, впрочем, ничем не примечательный снаружи. Но стоит войти внутрь, как возникает необыкновенное ощущение семейного тепла, где под одной крышей живут действительно близкие родные люди – взрослые и дети.

Одна большая комната, занимающая практически весь первый этаж, служит одновременно кухней, столовой и гостиной. В одном ее углу – фортепиано, в другом – школьная парта с учебниками. На стенах детские рисунки, в переднем углу иконы. Посредине большой стол и мягкий диван.

А в простой прихожей на детской вешалке написанные от руки надписи: «Лера», «Саша», «Рустик», «Мила», «Маша». Привычные домашние имена пятерых детей Князевых, из которых трое – приемные.

А хотите ли вы детей?

Согласитесь, часто желая друг другу на праздники и в дни рождения семейного счастья, каждый из нас понимает его по-своему. Для одних это – дом полная чаша, для других – высокая зарплата и успешный карьерный рост. А для Анастасии и Сергея Князевых – счастливые дети, и совершенно неважно, свои они или приемные.

– В детстве я периодически лежала в больнице и видела здесь отказников. Меня, как бывалую, пускали во все палаты, чтобы помогать ухаживать за детьми, – рассказывает Анастасия. – И я все время просила родителей взять хотя бы одного ребенка.

Это желание девочки со временем переросло в стойкое убеждение, что в ее семье дети обязательно будут появляться один за другим. И не только естественным путем.

– Когда начинала общаться с молодыми людьми, первым делом, объясняя свою жизненную позицию, уточняла этот вопрос, – смеясь, вспоминает сегодня молодая женщина. – Я же понимала, что не все к этому готовы.

С первого взгляда

Как оказалось, «детский» вопрос Насти сослужил ей большую службу. Если бы не эта проверка, кто знает, как сложилась бы дальше ее взрослая жизнь. Впрочем, сама она тогда так глубоко не задумывалась о своем будущем, часто полагалась на родительские советы, особенно отца, служившего священником в храме села Пайгусово Горномарийского района.

Можно сказать, с его легкой руки да с благословения архиерея Йошкар-Олинской и Марийской епархии Настя поступила в Вятское духовное училище на регентское отделение. А вообще-то, как признается сама, увлечений у нее тогда было много, особенно ей нравилась археология.

Но не зря в народе говорят: человек предполагает, а Бог располагает. Хотя, конечно, светский человек называл бы встречу Насти и Сергея в общежитии училища волею случая или судьбы. Так ведь часто бывает и в обычных студенческих общагах.

Как бы то ни было, неприступная звезда старшего курса Сергей, который единственный из училища был приглашен в архиерейский хор, с первой же встречи в коридоре, где Настя мыла полы, обратил внимание на девушку с красивыми глазами.

– Глаза у нее были, как два блюдца! Я до этого не видел таких глаз, – признается сегодня отец Сергий, с ласковой улыбкой поглядывая на жену. – С тех пор гляжу – не нагляжусь.

Секрет счастья: понять и простить

Через несколько месяцев знакомства они решили пожениться.

– Да, ему я тоже задала свой вопрос, – смеется матушка (ах, как трудно называть так молодую современную женщину!). – Он ответил, что к детям вообще хорошо относится, и для него не имеет значения, каким образом появляется ребенок в семье. Мол, мы же тоже не были знакомы, в разных семьях родились, но стали близкими людьми. И еще часто притчи рассказывал, что надо над собой работать, поскольку в отношениях не всегда все просто бывает. Но он на все готов!

Этот настрой Сергея, а еще поддержка родителей не раз спасали молодую семью, когда ее «лодка» натыкалась на подводные житейские камни. Как бы то ни было, сегодня Князевы-старшие уверены, что бы ни случилось, в первую очередь надо постараться разобраться в конкретной ситуации, а для этого не поддаваться обиженной гордости, а выслушать другого человека, понять его.

С годами стремление как можно чаще общаться друг с другом, обсуждать важные семейные вопросы и проблемы стало привычным и необходимым.

Именно с одобрения на семейных советах у Князевых появились трое приемных детей.

В поисках «своего» ребенка

– Нашей Лере (Валерии) было три года, когда мы совещательным путем решили, что где-то у нас живет еще один ребенок, которого мы до сих пор не нашли. Вот мы и начали его искать, - рассказывает историю появления в семье первого приемного сына его мама. – В этом решении нас поддержали бабушки-дедушки, друзья. Александра мы нашли в Йошкар-Оле, оказалось, он нас уже ждал. Мы это поняли сразу.

Корректные слова, специально подобранные мамой выражения, объяснялись не только тем, что рядом с ней сидел Саша. Анастасия и Сергей, действительно, искали «своего» ре-бен-ка, а не какого-то мальчика или девочку с заданными «параметрами», как это обычно бывает.

– Нам не важен был его пол, цвет глаз, волос, национальность, – объясняет мама. – Когда мы дошли до анкеты Александра, папа сразу сказал: «Вот это точно он!»

В Калининград за Русланом и Людмилой!

Таким же обдуманным, но невероятным по стечению множества обстоятельств, стало появление в семье двойняшек – Руслана и Людмилы.

К тому времени, когда подросли старшие Лера и Саша, у родителей созрело желание взять еще одного ребенка. Для этого, как говорят сами, имелись и возможности в виде огромной помощи родных, которым за радость было повозиться с внуками и племянниками, и определенный опыт в воспитании приемного ребенка.

Они обзвонили отделы опеки и республики, и соседних регионов. Но нужного им по возрасту – это было единственное условие – ребенка не было. А если и были детки, то глубокие инвалиды, которых при всем желании в маленьком, провинциальном да еще отдаленном Козьмодемьянске вырастить обычной семье практически невозможно.

– Но однажды, пролистывала новостную ленту на одном из родительских форумов, увидела фотографии двух детей, их выложила посторонняя приемная мама, которая написала: «Вдруг кому-то они понравятся. Есть такие дети у нас в Калининграде», – рассказывает Анастасия. – Смотрела я на них и думала: «Бедные ребятки: они темненькие, а многие родители ищут детей славянской внешности… Зато имена как в сказке – Руслан и Людмила…»

И вдруг из-за спины раздался голос мужа: «Где дети-то? Куда звонить?»

С помощью Божией

– Жена весь день сидела за ноутбуком, а я мимо ходил и тоже поглядывал, - продолжает дальше отец Сергий. – Как увидел двойняшек, понял, все, они – наши!

Анастасия в тот день еще не раз удивилась решительности мужа. Он тут же отправил факсом документы, договорился по телефону о встрече. Как оказалось, на все про все у них было лишь три дня!

С кем оставить детей, где взять деньги на дорогу, как срочно купить билеты до Москвы и Калининграда? На удивление, все эти большие и маленькие вопросы решались сами собой.

– Помню, сидела в машине, ожидая батюшку, и читала акафист Казанской Божией Матери, просила, если нам не надо туда ехать, пусть что-нибудь случится, – вспоминает Анастасия. – А он выходит после службы и говорит: все, точно едем.

Принять окончательное решение отцу Сергию помогли слова Господа из Евангелия, которое он только что читал на службе. Смысл их был такой: Господь сказал, кто примет дитя во имя его, тот спасет свою душу.

С того момента удача сопутствовала Князевым буквально с первого до последнего шага. Им удалось купить последние билеты на автобус до Москвы и самолет – до Калининграда, там их встретила и оказала всяческое содействие женщина, выложившая фото двойняшек. Невероятно доброжелательными и отзывчивыми оказались и сотрудники местного отдела опеки, и руководство детского дома, и другие официальные лица.

– В результате вся процедура, которая длится минимум месяц, у нас заняла четыре дня, – вспоминает отец Сергий.

Мудрая любовь

Сегодня Князевы не скрывают, что каждый приемный ребенок – это новые заботы и хлопоты, о которых обычные родители могут только догадываться.

– У приемных детей, которые живут и воспитываются в системе, на самом деле много проблем, – рассказывает мама Настя. – Например, у Саши, которого мы взяли в два с половиной года, был очень сильный мышечный тонус, он прямо деревянный был, жесткий, напряженный. Как нам объяснили, это оттого что ребенок с рождения испытывал стресс. От этого же у него был снижен болевой порог, ударившись, он не чувствовал боли.

Со временем Саша стал обычным мальчишкой и любимым сыном, как и Рустик с Милочкой, которым не было еще и двух лет, когда они попали в семью и обрели любящих маму, папу, старших сестренку, братишку и множество других близких родственников.

– Не скажу, что очень сложно было, но не без трудностей, – продолжает Анастасия. - Вообще пребывание в детском доме не только для ребенка, для любого человека очень сложная ситуация. Нам даже представить сложно, как это быть совершенно одному, когда у тебя никого нет, никто тебя не любит, ты никому не нужен. Глобальное одиночество! Это же страшно.

Чтобы ребенок смог преодолеть этот страх, забыть о нем, от приемных родителей требуются не только внимание и забота. Главное – любовь, мудрая, щедрая, добрая, которая помогает понять чужое дитя, для которого новые папа и мама открыли не только свой дом, но и сердце.

– Как твоя душа принимает своего родного ребенка, так она принимает и постороннего, но тоже ставшего твоим. И ты любишь его так же сильно, но несколько по-другому, – объясняет отец Сергий. – Что значит по-другому? Понимаете, кровного ребенка родитель понимает на интуитивном, генном уровне: что он хочет, почему так себя ведет, какие слова ему нужно сказать. А ребенок от чужой мамы сначала для тебя загадка: в первое время ты его вообще не понимаешь, присматриваешься, приноравливаешься, ищешь подходы. Потом он подрастает, меняется, начинает вести себя по-другому и снова становится непонятным. Это надо всегда понимать, постоянно видеть. Поэтому мы много читаем, изучаем педагогику, психологию, общаемся со специалистами, приемными родителями.

– Да, это сложно, но на самом деле очень интересно: наблюдать за детьми, видеть, как они меняются, растут, взрослеют, – добавляет приемная мама Настя.

Домашняя церковь

В отличие от многих других приемных родителей, Князевы – не просто, а действительно православные верующие. Ее глава служит священником. И, следовательно, и взрослые, и дети – все находятся под Покровом Божией Матери. Впрочем, у каждого из них, возможно, свой путь к Господу, особенно – у приемных детей…

– Тут специально делать ничего не и нужно. Мы все вместе равномерно развиваемся в одном направлении, – рассказывает матушка Анастасия. – Мы, родители, не можем учить детей тому, чего сами не делаем. Поэтому дети учатся на нашем примере. В воскресенье все вместе идем в храм. Дети много читают, задают вопросы, и мы часто обсуждаем какие-то библейские темы.

– Жизненные ситуации тоже обсуждаем с точки зрения христианской православной морали, - добавляет батюшка Сергий. – Мы их не пичкаем, не заставляем Закон Божий зубрить, Псалтирь читать. Нет – все по ходу своей жизни, естественно. А жизнь православного человека, как известно, основывается на христианских ценностях, которые помогают в воспитании детей, закладывают в них потребность в определенном образе жизни, мышлении.

Для родителей Князевых это очень важно, потому они так внимательны ко всему, что касается веры и детей.

– Да, мальчики уже помогают во время службы в храме, алтарничают, – продолжает отец Сергий. – Но пока я их особо в алтарь не пускаю, потому что они должны осознать, что это особое место. Остальные? Просто молятся.

Опыт семейного обучения

Неудивительно, что при таких душевно щедрых и мудрых родителях дети раскрылись, у них открылись таланты, которые папа и мама считают необходимым развивать и совершенствовать. Сегодня все дети Анастасии и Сергея учатся рисованию и музыке, танцуют и занимаются плаванием, судомоделированием и робототехникой.

Кстати, именно желание помочь детям успевать посещать как можно больше кружков без ущерба учебе привело Князевых к освоению новой формы обучения – семейной, на дому. Эксперимент начали со старшей Валерии, у которой одно время появились пробелы в знаниях, девочка настолько переживала и была так загружена, что у нее начались проблемы со здоровьем.

Тогда родители задумались: если дочка сначала сидит в школе, а потом это же изучает дома, то может ей вообще не ходить в школу, а заниматься дома? Год они выясняли и обдумывали варианты. Оказалось, что среди их знакомых немало тех, у кого дети на семейном обучении. И дело пошло!

Вслед за Лерой на домашнее обучение перевели и Сашу, который считается в семье умником – все схватывает на лету, быстро усваивает. Недавно он увлекся анатомией, хочет стать врачом, и родители пригласили для него преподавателя для углубленных занятий.

– Этим летом Александр уже прошел две части истории, ботаники, географии, – рассказывает мама, с гордостью поглядывая на сына. – И сейчас к концу сентября у него уже половина школьной программы пройдена. То есть чисто теоретически: еще пару месяцев, и он может вообще пятый класс сдать.

Кстати, для аттестации старшие дети Князевых приписаны к московской школе, где аттестуются дистанционно.

Вся жизнь – сюрприз!

Шесть лет назад у Анастасии и Сергея родилась своя вторая дочка – Машенька, всеми любимая и желанная сестренка. Теперь у них пятеро детей, но родители считают – вполне возможно, это не предел.

Было бы здорово! Опыт у них есть, душевной щедрости и любви немеряно. И дети так считают. Не зря же Саша частенько кладет маме под подушку записочки и подарочки, сделанные своими руками.

– Он у нас мастер на сюрпризы, – смеется Анастасия. Впрочем, радовать родных и близких он, как и все остальные, учатся у папы с мамой. Например, в прошлом году они устроили для своей ребятни такой сюрприз, от воспоминания о котором у всех до сих пор загораются глаза, а рты расплываются в улыбке. Тогда родители после службы в храме погрузили все семейство в машину и сообщили, что едут в Чебоксары на экскурсию. И приехали в аэропорт, где вручили каждому ребенку новенький рюкзачок с плавательными очками, водными пистолетами. Только там дети узнали, что летят на море в Турцию, а чемоданы родители собирали тайком по ночам. Что тут началось! Даже всегда спокойная Лера плакала и смеялась одновременно!

Кстати, это было 1 июня, когда Князевы отмечают свой День семьи. В этот день совпало многое: и бракосочетание родителей, и день ангела Сергея, и светский детский праздник. Мимо таких событий просто невозможно пройти!

Так, празднование 1 июня (с квестом или просто с тортиком) стало семейной традицией. Впрочем, как и подготовка к Рождеству.

– Мы делаем календарь ожидания Рождества. Вон там, на стене, развешиваем на импровизированной елочке 30 конвертиков, как раз до 7 числа, – рассказывает Анастасия. – И каждый вечер зажигаем маленькие свечки, открываем по одному конвертику, находим там конфетки или шоколадки и записку с ежедневной историей Рождества, а еще там бывают маленькие задания для детей.

Маленькое волшебство, сотворенное руками папы и мамы, не забывается никогда. Оно, как постоянно звучащая в доме музыка, навсегда останется в сердцах детей. И даже став взрослыми, я уверена, они всегда будут слышать в своей душе этот добрый и нежный перезвон родительской любви.