Публикации

Больничный храм: утешение в скорбях и болезнях 143

29 ноября 2024г.
Автор: Наталья Кулишова, «Мироносицкий вестник» №11 2024 г.

Этот небольшой новый храм со стороны дороги практически не виден. Его белые стены и легкий купол скрываются в зелени деревьев. Но и местные жители, и медработники Йошкар-Олинской городской больницы знают, что в конце улицы Зои Космодемьянской, сразу за больничным забором, находится православный храм в честь Иверской иконы Божией Матери.

Многие еще называют его больничным храмом, имея в виду давние традиции, когда православные церкви располагались прямо на территории больниц, нередко – на одном из этажей лечебных корпусов. Так бывало в дореволюционные времена. Возрождается эта практика и сегодня. И хотя наш Иверский храм расположен за территорией больницы, но он в полной мере служит ее пациентам и их родным. Как? Об этом мы поговорили с настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери иереем Михаилом Горицким.

– Отец Михаил, 26 октября – знаменательная дата для вашего храма, в этот день отмечается его престольный праздник – день Иверской иконы Божией Матери. На Руси издревле к этому образу особое уважение и почитание. На протяжении многих веков верующие молятся перед ней в самые трудные моменты жизни. Видимо, поэтому ваш храм получил такое имя. С чего началась история храма?

– Сначала на этом месте стоял маленький храм-часовня в честь великомученика и целителя Пантелеимона. А потом, по мере увеличения числа прихожан, решили построить на территории Горбольницы храм побольше – но технических возможностей не оказалось. Тогда было решено построить его рядом с существующей часовней. И так как приход у нас зарегистрирован в честь иконы Божией Матери «Иверская», митрополит Иоанн благословил и храм строить в честь Иверской иконы.

В прошлом году владыка освятил храм, с тех пор здесь совершаются постоянные богослужения. И прихожан стало больше, крестят ребятишек, иногда венчаются…

В самой городской больнице у нас есть молельная комната – тоже в честь Иверской иконы Божией Матери, там причащаем, соборуем. Есть еще часовня на улице Медицинской, за детской республиканской больницей, тоже в честь Иверской иконы Божией Матери. Она тоже к нам относится, там также молебны периодически совершаются.

– Получается, у вас большое «хозяйство»?

– Да, хозяйство немалое. А началось все в 1996 году, когда зарегистрировали приход. Тогда же построили небольшой домик под часовню, люди приходили, молились. Потом попросили владыку, чтобы периодически приезжали два священника и поочередно по воскресеньям служили Литургию. Я стал одним из них.

А в январе 2010 года митрополит назначил меня настоятелем. И вот, уже 15 лет тут тружусь. Строим комплекс: храм, крестильня, часовня, воскресная школа – все будет под одной крышей, в одном здании. Пока готово только здание храма. Следующий этап строительства планируем в будущем году.

Все работы ведутся на пожертвования прихожан, и иконы в храм жертвуют люди. Вот сейчас собирали пожертвования на иконостас, почти закончили, осталось только иконы обновить…

Конечно, строительство – дело непростое и не быстрое. Все происходит через терпение, через какие-то искушения, потому что Господь, наверное, испытывает нашу веру. И в нужный момент оказывает Свою благодатную помощь.

Вот, например, построили мы фундамент храма в 2012 году, и два года он стоял, дело не двигалось. Тогда собрались я, дьякон, две певчие и съездили на остров Корфу к Спиридону Тримифумскому, помолились святителю у его мощей. И у нас все пошло, и до сих пор как-то продвигается.

– Батюшка, а расположение храма рядом с городской больницей накладывает отпечаток на ваше служение?

– Да, я окормляю эту больницу, прикреплен к ней. Обычно в молельной комнате собираем по несколько человек для исповеди и причастия. А к лежачим сами ходим в палаты.

Кроме этого, бываем и в реанимации, куда экстренно вызывают: бывает, человек находится в предсмертном состоянии, желает исповедоваться, причаститься. Или – уже без сознания, его пособоровать надо. Приходится реагировать очень быстро, потому что нередко счет идет на минуты.

– Медработники не препятствуют вам, пропускают в реанимацию?

– Медицинские работники сами за то, чтобы священник посетил пациентов. Они у нас в основном люди православные. Хотя среди больных встречаются люди другой веры, они сразу предупреждают об этом. Относимся друг к другу уважительно, с пониманием.

Бывают случаи, когда человек крещен уже давно, в детстве, но в храм не ходил никогда, а тут, когда заболел, впервые решает исповедоваться и причаститься.

Или такая ситуация: лежит больной, родственники к нему не приходят, никто не посещает – и он уже теряет надежду, чувствует свою ненужность. А тут к нему священник придет, и он опять вдохновляется, борется за свое здоровье, выздоравливает.

В общем, разные случаи бывают. И нам, конечно, приходится выполнять свое служение, несмотря на усталость, занятость какими-то хозяйственными заботами. Ведь люди – они живые, и мы им нужны.

Кроме того, мы каждый год на Крещение освящаем всю больницу. Примерно три-четыре часа ходим: освящаем все палаты, ординаторские, реанимационные, операционные и даже подсобки, склады.

– А в пандемию как вы работали?

– Во время пандемии тоже посещали больницу, правда, не все отделения можно было. Но врачи по возможности шли навстречу: нас обрабатывали, дезинфицировали, выдавали защитные халат, маску и пропускали к больным, так как понимали, что нельзя оставлять человека без исповеди, причастия, особенно когда пациент в тяжелом состоянии.

Признаюсь, что, заходя в отделение, я всегда осознавал риск – ведь можно и самому заразиться, принести болезнь домой – а там семья, дети… Болезнь ведь очень серьезная.

– Отец Михаил, наверное, вам приходится общаться и с родственниками пациентов?

– Да, зачастую им тоже требуется поддержка. Многие очень сильно переживают, когда заболел близкий человек, хватаются за любую помощь, вот тогда вспоминают и об исповеди, и о соборовании. И обедни заказывают. И приходят в храм, молятся, свечки ставят за своего больного родственника.

Если же человек умирает, то его родным хорошо читать Псалтирь – это умиротворяет, но не все и не всегда могут это сделать по причине того, что не молились раньше, никогда не читали Псалтирь. Допустим, знают «Отче наш» и еще пару молитв… А молитва – это ведь труд. Вот и приходится где-то вместе с родственниками помолиться или читальщицы приходят и читают Псалтирь о усопших – родственникам тоже облегчение.

Духовная помощь всем нужна. В том числе и нам, священникам, когда сталкиваемся в жизни с бедой, с потерей... Мы тогда обращаемся за поддержкой или к владыке, или к духовнику, или к собратьям по алтарю. У меня самого как-то один за другим умерли несколько родственников – и я был в таком состоянии, что никак не мог собраться. Поэтому отпеть их попросил другого священника…

И, конечно, мы хорошо понимаем состояние других людей: что они переживают, в какой духовной поддержке нуждаются. Особенно это касается родственников тех ребят, которые участвуют в боевых действиях. Сейчас у меня много знакомых, ухаживающих за ранеными участниками СВО, которых привезли сюда для лечения…

– Им, наверное, как никому, помимо физического лечения, требуется духовная поддержка!

– Нашим бойцам, скорее, нужна психологическая поддержка, моральная. Война – это другая реальность. Там нарушается психика, и человеку нужно какое время для ее восстановления. Кому-то – несколько месяцев, другому – несколько лет. А кто-то вообще не может восстановиться: пережитое так и стоит перед глазами, прочно врезалось в память, не может отпустить. Поэтому нужна работа с профессиональным психологом. Мы со своей стороны можем только как-то его поддержать, направить духовно. Для начала надо человека выслушать: он из души изливает все это, бывает, в грубой форме, потому что желает от этого как-то избавиться. Ведь когда есть внутри добро да радость – мы хотим ими поделиться, а если зло – хотим от него избавиться. Вот и приходится тем, кто прошел войну, в этом помогать, выслушивать. Бывает, около часа слушаешь собеседника, а он говорит и говорит, даже слова не дает вставить. И только выговорившись, начинает слушать…

– Как же это непросто – постоянно общаться с больными и их родственниками, выслушивать людские печали и горе…

– Ну, наверное, это Господь дает каждому из нас свое служение – через нашего владыку, митрополита Иоанна. Владыка благословляет каждого священника, помимо службы на приходе, еще на какое-то служение. А потом смотрит, как справляется человек, подходит ему это или нет. И, если все получается, оставляет на этом посту.

Мне близка человеческая боль, потому что у меня самого было трудное детство. Еще учась в школе, я ухаживал за лежачей бабушкой, потом постепенно уходили из жизни родственники, в том числе мать, которая умерла в 43 года из-за сахарного диабета. Поэтому мне удается понимать и поддерживать людей в трудной ситуации. Особенно, как священнику, мне близка молитвенная сторона – походатайствовать за больных, помолиться в алтаре у престола, вынуть частицу… Бывает, просто посетить больного, поговорить о Боге. Ухаживать могут и родственники, и патронажные сестры. А вот помолиться, поддержать именно духовно, найти какие-то слова, которые найдут отклик в сердце, – это прямое дело священника, он этим живет.

- Спасибо, батюшка, за откровенный разговор. И особенно – за ваше служение людям.