Публикации

Православие в Йошкар-Оле в советский период (послевоенные годы) 188

30 октября 2024г.
Автор: Юрий Ерошкин, «Мироносицкий вестник» №10 2024 г.

Продолжаем знакомить читателей с церковной жизнью Йошкар-Олы в послереволюционные годы – на сей раз охватим период с 1945 года – окончания Великой Отечественной войны – до образования Йошкар-Олинской и Марийской епархии в 1993-м году. Исторический обзор подготовлен к 440-летию основания города.

Во второй половине 1940-х годов в Марийском крае, как и по всей стране, наступила относительная стабильность в положении церковных приходов. Основной ремонт храмовых зданий религиозные общины окончили к 1948 году, чему способствовало и то, что постановлением Совнаркома СССР от 22 августа 1945 года облисполкомам было рекомендовано оказывать содействие верующим в приобретении необходимых стройматериалов.

На 1 января 1947 года в Воскресенском соборе Йошкар-Олы – единственном православном храме города – подвизались пять священников, два диакона и два псаломщика, на 1 января 1951-го здесь служили три священника и один диакон. Часть священнослужителей были рукоположены в сан до революции, имели духовное образование. В дальнейшем число священников, рукоположенных до 1917 года, постепенно сокращалось, средний возраст духовенства и уровень образованности также снижались. Образовательный ценз священнослужителей повысился лишь тогда, когда на приход стали назначаться выпускники открытых после войны духовных семинарий.

Патриотическая деятельность верующих в послевоенный период выразилась, например, в подписке на государственный заем в 1947 году. Воскресенский собор подписался на 100 тысяч рублей, духовенство данного храма – на 19 тысяч. 7 октября того же года горьковский епископ, под омофором которого находились в то время марийские приходы, разослал обращение к пастве, в котором призывал досрочно внести подоходный налог, окончательно рассчитаться по займу, усилить сбор средств на восстановление городов, разрушенных немецкими войсками.

Так называемый «религиозный ренессанс» продолжался в стране, в том числе и в нашей республике, относительно недолго. Начиная с 1947-48 годов прекратилась регистрация новых религиозных общин, в периодической печати возросло количество атеистических публикаций. После принятия в июле 1954 года постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» коммунисты, за которыми были замечены «проявления религиозности», стали исключаться из партии. В Москве было образовано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, включающее и марийское региональное отделение, одним из направлений деятельности которого стала атеистическая работа. В распространение атеизма активно включились школы, дело доходило до психологической травли учащихся из верующих семей, увольнения верующих педагогов. Запрещались поездки духовенства для окормления приходских сел и деревень, окормление одним священником нескольких храмов. 25 августа 1948 года Священный Синод под давлением властей принял решение о запрещении крестных ходов из села в село, поездок архиереев по епархиям в период полевых работ, служение молебнов на полях.

Сразу после окончания войны начался новый, пусть не такой мощный по сравнению с довоенным временем, всплеск репрессий, направленный в первую очередь против непоминающих. 31 августа 1945 года в Йошкар-Оле был арестован и впоследствии увезен в Киров бывший настоятель Мироносицкого мужского монастыря игумен Сергий (Мытиков). 31 октября он был приговорен Вятским областным судом к 10 годам заключения, а 30 ноября этого же года скончался в тюрьме города Кирова. 13 декабря 1945 года Верховным судом МАССР были осуждены тринадцать непоминающих,находившихся в общении с отцом Сергием, в их числе один священник, трое монашествующих, девять мирян.

В 1946 году был репрессирован целый ряд непоминающих, окормлявшихся у игумена Сергия и другого бывшего насельника Мироносицкого монастыря иеромонаха Иоанна (Протасова). 7 августа 1946 года Судебной коллегией Верховного суда МАССР были осуждены пятнадцать человек – четверо монашествующих и одиннадцать мирян. С 1947 года начались повторные аресты тех, кто отбывал наказание с 1937-го и был впоследствии освобожден.

После смерти Сталина, XX съезда партии, признавшего факт политических репрессий и осудившего культ личности, гонения на верующих несколько ослабли, часть священнослужителей, монашествующих и мирян была реабилитирована. Приходы Марийского края входили тогда в состав Горьковской, а с 1957 года – Казанской епархий. Первичной ячейкой являлась приходская община, возглавляемая чаще всего настоятелем церкви, который являлся и председателем исполнительного органа – приходского совета. Члены совета избирались на общем собрании прихода, участвовали в решении текущих вопросов жизни религиозной общины. Также избиралась ревизионная комиссия, состоявшая из председателя и двух членов, занимавшихся контролем за расходованием денежных пожертвований.

Хотя в стране сохранялась тенденция переселения сельских жителей в города, что требовало большего количества городских церквей, в Йошкар-Оле по-прежнему действовал только один храм. В число духовенства Воскресенского собора входили священнослужители, находившиеся с конца 1930-х за штатом и вернувшиеся к церковному служению, а также вновь рукоположенные ставленники. На приходе можно было встретить и монашествующих – например, в качестве псаломщицы здесь подвизалась Ирина Андреевна Любушкина, впоследствии монахиня Таисия. Характеризуя ее, тогдашний настоятель собора протоиерей Николай Бомбицкий писал: «Сорокалетнее служение в должности псаломщика Любушкиной… можно засвидетельствовать как доблестный подвиг честного и безукоризненного служения церкви Христовой. Ничто не могло ее оторвать от намеченной цели стремления к Богу, ни лишения, ни угрозы, все она превозмогла. Бог помогает ей в служении, каковое она проводит с чувством благоговения и усердия. Устав церковный знает в совершенстве. Жизнь ее трезвенна, поведение отличное. Прихожане уважают ее и дорожат ею».

Новый всплеск гонений на Церковь начался в конце 1950-х – начале 1960-х годов. 16 октября 1958 года Совет министров СССР принял постановление «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей», что привело  к сокращению доходов церквей, роспуску церковных хоров, сокращению числа храмовых работников, невозможности проводить в храмах ремонтно-восстановительные работы. Принимались и другие подобные по духу постановления: «О мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”», «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах» и т.п.

19 ноября 1960 года в Йошкар-Оле, несмотря на протесты населения, был закрыт Воскресенский собор, в 1961-м здание его разобрали до основания. Так столица Марий Эл на долгие годы лишилась действующего храма, центр религиозной жизни переместился в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, которая стала вторым кафедральным храмом епископов Казанских и Марийских.

18 июля 1961 года в стране под давлением властей началась реформа церковного управления – было принято постановление Синода «О мерах по улучшению существенного строя приходской жизни». Священнослужители отстранялись от руководства финансово-хозяйственной деятельностью, от участия в приходском собрании и приходском совете, юридически становясь наемными работниками, договор с которыми заключал приходской совет. Управление приходами переходило от настоятелей к церковным старостам, избираемым при участии райисполкомов. Составы приходского совета и ревизионной комиссии также утверждались районным начальством, которое могло отклонить неугодную кандидатуру. Таким образом, во многих церквах страны, в том числе Марийского края, были переизбраны старосты и церковные советы, в состав которых вошли «желательные для властей лица» с задачей сеять смуту на приходах.

В 1962 году был введен так называемый квитанционный учет религиозной обрядности. В квитанции при оформлении крещения, венчания, отпевания делалась запись с указанием фамилий участников, их паспортных данных, адресов, мест работы. Списки прибегавших к религиозным обрядам представлялись в рабочие коллективы и первичные парторганизации для принятия репрессивных мер. В итоге число крещений и венчаний заметно сократилось, отпевания стали совершаться в основном заочно.

6 июня 1962 года вышли два постановления ЦК КПСС, направленные на пресечение распространения религиозных идей среди детей и молодежи. Было выдвинуто предложение лишать родительских прав тех, кто воспитывал детей в религиозном духе, родителей вызывали в школу и милицию, требуя не водить детей в храм и угрожая принудительно поместить их в интернаты.

Жесткой репрессивной политики в период так называемых хрущевских гонений в стране не было, однако известны случаи арестов верующих в Марийском крае и в это время. Одной из форм притеснения духовенства, особенно священнослужителей, способных к духовному руководству, стала их высылка за пределы республики в 24 часа. Такой случай произошел, например, с диаконом церкви села Семеновка Борисом Барановым, впоследствии протоиереем. Кроме того, власти лишали неугодных священников регистрации, в результате чего те теряли законодательное право на совершение богослужений. Наиболее ревностные пастыри переводились на дальние приходы. Так, служивший в Семеновке протоиерей Владимир Аллин за отказ подписать документ о низведении семеновского храма, который в то время имел статус соборного, до обычного приходского, с целью последующего его закрытия, по настоянию властей 1 июня 1964 года был переведен к Свято-Гурьевской церкви деревни Азъял-Петъял Волжского района.

Одной из форм духовной жизни, получившей особое распространение в послевоенное время, стало почитание верующими мест погребения подвижников благочестия. Люди верили, что усопшие имеют дерзновение молиться за приходящих к ним, и по этим молитвам Господь подает исцеление от духовных и телесных недугов. Традиция почитания подобных святых мест получила распространение и в Марийском крае. 10 февраля 1944 года скончалась бывшая послушница Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря Мария Пирогова, погребенная на кладбище села Сурты. В том же году на Яранском кладбище был похоронен скончавшийся в заключении бывший настоятель Мироносицкой пустыни архимандрит Варсонофий (Никитин). В начале 1950-х на Марковском кладбище Йошкар-Олы погребен Христа ради юродивый Иоанн Захаров, более известный как Иоанн Босой, в 1957-м в селе Кузнецово Медведевского района – бывший насельник Мироносицкой пустыни монах Кирилл (Грицко). Места упокоения этих подвижников, как и известные ранее могилки схимонахини Магдалины (Зыковой) в поселке Оршанка, архимандрита Аверкия (Бойкова) в селе Семеновка, почитались верующими. Большим почитанием пользовались также могилы похороненного в 1927 году в Яранске иеромонаха Матфея (Швецова), ныне известного как преподобного Матфея Яранского, блаженного Прокопия в селе Галицком, иеромонаха Стефана (Куртеева) в селе Филейки Кировской области.

После смещения 14 октября 1964 года Хрущева с поста руководителя государства положение Церкви в стране и в республике вновь стабилизировалось. Однако еще почти десять лет в городе не было ни одного православного храма. И только 23 августа 1973 года, когда Семеновский сельсовет вошел в состав Ленинского района Йошкар-Олы, церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка стала городской. Данный храм продолжал оставаться кафедральным до 1995 года, когда этот статус получил восстановленный Вознесенский собор г. Йошкар-Олы.

С 1985 года, в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране, гонения на Церковь постепенно сходили на нет. 9 апреля 1988 года состоялась официальная встреча Генерального секретаря КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Пименом и членами Священного Синода. В том же году в СССР торжественно отмечалось 1000-летие Крещения Руси, был отменен обязательный квитанционный учет обрядности, после чего число крещаемых значительно увеличилось.

В последующее время по всей стране начали открываться новые церковные приходы, верующим возвращали здания храмов. В Йошкар-Оле под церковь было передано административное здание, находящееся неподалеку от Вознесенского собора, в стенах которого в то время размещался пивзавод. Переданное строение было реконструировано в традициях русского деревянного зодчества, службы здесь начались на Пасху 1991 года. В том же году 8 сентября церковь был освящена в честь Воскресения Христова епископом Казанским и Марийским Анастасием (Меткиным). Кроме главного престола, в алтаре находился и приставной, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это было насущной необходимостью, так как в храме собиралось столько верующих, что по праздникам и воскресным дням приходилось совершать две Литургии.

11 июня 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви выделил территорию Марий Эл из состава Казанской и Марийской епархии, учредив самостоятельную Йошкар-Олинскую кафедру. 25 июля в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка, являвшемся в то время вторым кафедральным, Святейший Патриарх Алексий II рукоположил архимандрита Иоанна (Тимофеева) во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. Так начался новый период в истории Православия в нашей республике и ее столице. Свидетелями этого мы являемся и поныне.